Казахстан и Узбекистан: процесс сближения

Отношения, складывающиеся на протяжении многих веков, являются формирующим фактором в развитии отношений между двумя республиками в XXI веке. Насколько эти отношения являются безоблачными или тесными?
Развитие аграрного сектора
Земледелие составляет значительную долю в экономике Узбекистана и Казахстана. Например, в Узбекистане сельское и лесное хозяйство в 1990 году производило 43,9% национального дохода, в Казахстане - 41,9%.
Кроме того, в этот же период в Узбекистане в сельском и лесном хозяйстве (включая личное подсобное хозяйство) было занято 39% населения республики, в Казахстане - 23%. И ближе к 2000 году в процентном соотношении доля земледелия постепенно стала выходить на лидирующие позиции. Данная тенденция роста агропромышленного комплекса отмечена во всех центрально-азиатских республиках. Так в Казахстане увеличиваются площади под зерновые культуры, а в Узбекистане - под сады и бахчевые культуры. При этом видно, что в данной отрасли Казахстан и Узбекистан успешно дополняют друг друга, что влечет за собой не соперничество, а сотрудничество по взаимовыгодному замещению продукции, которая по тем или иным причинам выращивается в соседнем государстве. Только один фактор, омрачает из года в год отношения Узбекистана и Казахстана - использование гидроресурсов в ирригационный период. Проблема использования воды двумя республиками не только стала в последнее время актуальной, но и трудноразрешимой.
Направление, которое выбрали центрально-азиатские республики уже в настоящее время начинает негативно сказываться на их развитии. Уже сейчас становится очевидным, что ориентация экономики Казахстана и Узбекистана, равно как и всех центрально-азиатских республик на аграрный сектор может привести к технической отсталости региона.
И в связи с этим может возникнуть проблема с избытком трудовых ресурсов в республиках. А при избытке трудового потенциала в регионе республики рискуют столкнуться с серьезными социальными проблемами.
Нужно отметить, что сырьевая направленность Центрально-азиатских республик породила однобокую экономику, превратила их в придаток промышленно развитых стран. Во время существования СССР, сырьевые республики поставляли продукцию, которая в дальнейшем перерабатывалась в европейских частях страны, а взамен покупалась готовая продукция из собственного сырья по ценам в 6 - 12 раз выше. В настоящее время ситуация не изменилась, только на место СССР встали сопредельные страны и Запад.
Военное сотрудничество
Сотрудничество в военной сфере между Казахстаном и Узбекистаном, согласно казахско-кыргызско-узбекскому межправительственному Соглашению о военно-техническом сотрудничестве от 8 июля 1994 года, направлено на решение вопросов "материально-технического обеспечения вооруженных сил, поставках вооружения, техники, боеприпасов, а также кооперированных связях производства военной продукции".
Это не единственное соглашение между центрально-азиатскими республиками, которое регламентирует статус вооруженных сил, тем самым, определяя их функции и возможности их привлечения для военных операций за пределами всех республик.
Даже тот факт, что все межправительственные соглашения носят оборонительный, а нестратегический принцип характеризует республики с двух сторон: либо у сопредельных государств слабые по различным параметрам вооруженные силы, либо амбиции постепенно достигают такого накала, что их можно сдерживать только договорами, которые пока еще имеют свойство ограничивать обязательствами подписавшие их стороны.
Но, нужно учитывать, что в отличие от казахской, узбекская армия имеет реальный боевой опыт, приобретенный во время военных действий против боевиков в Баткенском районе Киргизии. И данный опыт всегда использовался Узбекистаном как решающий аргумент в споре о лидерстве в регионе.
Граница между Узбекистаном и Казахстаном
Влияние казахстанско-узбекистанских межправительственных договоров на людей, проживающих по обе стороны границы не так и велико, как этого бы хотелось. И, пусть соглашения, подписанные двумя республиками, носят дружественный характер, многими жителями приграничья они воспринимаются как соперничество между двумя республиками. При этом сценарий развития событий остается прежним.
Так после подписания в сентябре 2002 года договора о делимитации границы имеют место быть инциденты и гибель мирных граждан в перестрелках таможенников с контрабандистами.
Немаловажным фактором служит мероприятие по закрытию узбекско-казахской границы. Так, по инициативе узбекской стороны в конце декабря 2002 года, граница стала закрытой для свободного доступа с обеих сторон. Одной из причин, определившей такой поворот событий, стал возросший интерес оптовых покупателей Узбекистана к рынкам Казахстана. При этом на казахстанских рынках представители бизнеса из соседней республики оставляли до 4 млн. долларов наличными ежедневно, что могло в значительной мере сказаться на экономике Узбекистана.
При уже закончившемся процессе делимитации границы и расстановке пограничных постов с обеих сторон возросло количество нелегальных переходов из Узбекистана в Казахстан и обратно. При этом вряд ли кто из граждан, участвующих в этом нелегальном переходе, приобретении товаров и возвращении по нелегальным каналам сможет сказать, что две республики являются соседями и отношения у них добрососедские.
Торговые отношения
Торговые соглашения, подписанные странами СНГ можно разделить на две категории: двусторонние и многосторонние соглашения. Нужно отметить, что только с 1992 г. количество торговых соглашений, регламентирующих торговлю между странами сотрудничества было подписано около 70 двусторонних соглашений и 5 основных многосторонних соглашений. В большинстве случаев двусторонние и многосторонние соглашения преследовали своей целью создание зон свободной торговли.
Узбекистан и Казахстан, как и все страны СНГ, несмотря на большое количество двусторонних и многосторонних соглашений в настоящее время находятся в поисках вариантов, способных наиболее выгодно регулировать их торговые отношения. Стоит отметить, что только 44 соглашения из 70 подписанных двусторонних соглашений между странами СНГ действительны в настоящее время.
Львиную долю товарооборота между двумя республиками Центрально-азиатского региона составляют так называемые "челноки", которые в большом количестве представлены на рынках Южно-Казахстанской и Алматинской областях.
При столь радужной картине по количеству заключенных между двумя соседними республиками соглашений можно ожидать от республик игнорирование тех или иных соглашений, при оказании давления и соперничества за позицию лидера в регионе.
Рычаги давления
В отношениях Казахстана и Узбекистана большую роль играют экономические рычаги давления, используемые при решении политических вопросов. Так, отсутствие политических разногласий между главами двух государств на протяжении последних месяцев позволило казахстанской компании "КазТрансГаз" и узбекской "Узтрансгаз" заключить договор о поставке 1,3 млрд. кубометров газа до начала 2003 года по цене 40 USD за тысячу кубометров, хотя в прошлом году, при имевшихся тогда разногласиях между Узбекистаном и Казахстаном узбекская сторона предлагала сначала цену в 45 USD, потом 42 USD за тысячу кубометров газа.
Конечно, данная цена устраивает Казахстан, и пока устраивает Узбекистан, но, учитывая опыт прошлых лет общения между двумя республиками, можно уверенно сказать, что подписанный договор будет соблюдаться сторонами только до того времени, пока между государствами сохраняется бесконфликтное сотрудничество. Как только на горизонте появятся разногласия по политическим вопросам, а они, как правило, появляются с приходом летнего периода, мы можем стать свидетелями аннулирования договора о закупке узбекского газа по фиксированным ценам.
Не менее интересной выглядит ситуация с электроэнергией, в частности с оплатой за использование электроэнергии между Казахстаном и Узбекистаном. Одним из достижений Казахстана в этом направлении явился запуск Жамбылской ГРЭС в декабре 2001 года, что позволило уйти от зависимости центрально-азиатской энергии и снизить нагрузку на линии электропередачи Юг-Север. Уход Южно-казахстанской области из-под влияния Узбекистана и Кыргызстана не только позволил лишить Узбекистан одного из действенных рычагов давления на правительство Казахстана, но и провести контрмеры со стороны Казахстана. Так национальная компания по управлению электрическими сетями KEGOC 5 февраля 2002 года отключила межгосударственные линии электропередачи, соединяющие энергосистемы Казахстана и Центральной Азии, по причине отсутствия соглашения по технической и финансовой ответственности за перебор электроэнергии узбекской стороной (официальная точка зрения). Но так же известно, что задолженность "Узбекэнерго" сложившаяся с сентября 2000 года составляет около 1,5 млн. долларов. Это событие интересно тем, что за десятилетнее время сосуществования двух республик Казахстан решил применить силовые методы воздействия. Ташкент не готовый к таким действиям не только не предпринял ответных мер, но и пошел на подписание соглашения о возврате долгов за регулирование мощности.
Вполне вероятно, что Узбекистан возьмет реванш летом, когда у Казахстана появится насущная потребность в водных ресурсах в ирригационный период, но уже сейчас становится ясно, что Узбекистан теряет козыри в игре с Казахстаном. Газ, который в настоящее время поставляется в Казахстан, может играть определенную роль во взаимоотношениях между двумя республиками, однако падание цен на газ на мировом рынке также не дает Узбекистану преимущества, по крайней мере, в настоящее время.
В результате чего создается благоприятная ситуация для Казахстана, который понемногу, но уходит от влияния Узбекистана, пытающегося стать доминирующим государством в Центральной Азии.
Таким образом у Узбекистана остается два рычага воздействия на Казахстан: это газ и вода.
Газ может также потерять свою значимость при условии разработки Южно-казахстанского месторождения газа. Однако, насколько ослабится зависимость Казахстана от Узбекистана в этой отрасли могут показать последующие активные действия правительства Казахстана в этом направлении.
Что касается водных ресурсов, то этот рычаг давления на Казахстан останется в руках Узбекистана. Но стоит учитывать одну особенность, а именно то, что узбекская вода для Южного Казахстана актуальна только в ирригационный период, в зимний период она не будет играть важной роли. Поэтому данный способ давления узбекских властей на Казахстан может носить сезонный характер.
Заключение
Таким образом, в настоящее время мы являемся свидетелями сложного переплетения сотрудничества и борьбы двух республик за доминирование в Центрально-азиатском регионе.
Ясно, что даже при наличии межправительственных соглашений, таких как Договор о вечной дружбе, Договор о создании Единого экономического пространства, соглашение о свободной торговле, Договор об углублении экономического сотрудничества на 1998-2005 годы и другие договора это не исключает появления осложнений между Казахстаном и Узбекистаном. И подтверждение тому - во взаимоотношениях между двумя республиками практически каждый год. И, хотя представители двух республик говорят о своем важном геостратегическом положении в мире, это можно оценивать, только как самоуспокоение. Так как, хотя и по территориям двух республик и пролегал Великий Шелковый путь в настоящее время он остается лишь историческим фактом.
Особо нужно отметить, что после распада СССР Центральная Азия потеряла геостратегическое положение в мире. В настоящее время сложно возродить ее геоэкономические возможности, которые позволили бы региону поднять на новый уровень статус государств Центральной Азии. Главное сейчас осознать, что все республики, включая Казахстан и Узбекистан, зависят от ситуации в Афганистане, Индии и др. стран.
Если рассматривать фактор наличия значительных запасов природных ресурсов у республик Центральной Азии, нужно отметить, что имеющиеся запасы сырья, несмотря на их потенциальные разработки, не играют существенной роли на мировых биржах, как, например, нефтяные месторождения Персидского залива или цветные металлы Южной Африки.
В заключение хотелось бы отметить, что взаимоотношения между Казахстаном и Узбекистаном, как между республиками, стремящимися к лидерству в регионе, не смогут значительно повлиять на ситуацию на Евразийском континенте, им придется исполнять роль второстепенных игроков, подчиняющимся общим правилам.