Молодой алматинский хореограф Диана Байжигитова в интервью Caravan.kz рассказала, как с детства окунулась в мир танцевального искусства, как чувствовала себя в роли начинающего хореографа-постановщика, о том, каким представляет себе будущее современного танца в Казахстане, и почему не нужно покидать страну в поисках блестящей творческой карьеры за рубежом, а строить ее именно здесь.
- Расскажите немного о начале вашего творческого пути. Почему вы выбрали именно этот вид искусства? Что было вашим источником вдохновения тогда и что вдохновляет сейчас? Вообще, что такое вдохновение в танцах?
- Мой танцевальный путь начался в 6 лет. Это слишком юный возраст, чтобы говорить о выборе, скорее о желании, фантазиях и мечтах. Видя мои детские порывы, родители привели меня на спортивные бальные танцы в Семипалатинске.
Тогда шестилетнюю меня вдохновляли сцена, соревнования, спортивный режим и мои высокие результаты, я работала только на них. Сейчас меня так же вдохновляют результаты, только уже моих учеников, то, как мы поднимаем казахстанский уровень в таком виде танцев.
В танцах я вдохновляюсь людьми, другими танцорами, качественной музыкой. В целом понимаю вдохновение как некое состояние потока: ты придумываешь и чувствуешь единение движения и музыки, понимая, что эмоция тоже сходится с картинкой. Я танцую то, что чувствую, не стесняясь любого своего настроения. Так и рождались мои лучшие постановки. Эмоции – самый главный инструмент для творческого человека. Алматинский хореограф Диана Байжигитова: Творчество и физическая активность помогут детям в период карантина
- Насколько искусство танца поддается веянию времени? Если мы говорим о танце в контексте современного искусства, какие основополагающие моменты можно выделить?
- Танцы шагают в одну ногу с человечеством. Раньше танцы были типовыми, даже ансамбли назывались «образцово-показательными», это все отголоски советского и постсоветского настроения. На сегодняшний день каждый смело заявляет о своей исключительности, и чем самобытней твой танец, тем ты и интересней. Это 100 процентов касается моего направления латиноамериканских социальных танцев.
Считаю, что на сегодняшний день в разрезе современного танцевального искусства точкой опоры становятся чувства, особенно те, которые не принято обсуждать. К примеру, когда я ставлю хореографию, стараюсь проговаривать с учениками основной посыл, какие эмоции идут за тем или иным движением, что мы хотим донести своим танцем зрителю. Искусство – это слово, им нужно пользоваться.
- Расскажите о своей танцевальной студии. Как вы пришли к этому? Каким танцевальным стилям вы обучаете?
- Последние три года обучаю танцам в танцевальной студии «Vegas». Говоря откровенно, это мой дом. Это больше, чем просто танцы, и лучше, чем занятия три раза в неделю. Я устроилась туда вести совершенно другое направление, а именно: бальные танцы. Спустя месяц я, можно сказать, переквалифицировалась после знакомства с моим партнером и основателем студии Юрием Грицковым и перешла на сторону бачаты и сальсы. Потому что это две разные сферы, которые человек далекий от танцев может перепутать. Социальные танцы подразумевают танцы для всех, независимо от пола, возраста и социального статуса. Также у нас проводятся вечеринки или сальсатеки, где любой желающий может прийти и потанцевать с незнакомым ему человеком. Социальные танцы – это своеобразная лингва франка, способ невербального общения, самые живые, неподдельные эмоции.
Сейчас моя деятельность сфокусирована на женщинах, у нас есть отдельное направление Lady Style, та же самая сальса и бачата только для девушек. Вообще работа с детьми и женщинами доставляет мне особое удовольствие.
- Как много у вас учеников? Кто они? Какого они возраста? Какие с ними складываются отношения?
- На данный момент у меня семь групп: две подростковые и пять взрослых. В общем и целом, думаю, это около 100 человек абсолютно разных возрастов – примерно от 9 и до 55 лет. Про общее число студентов студии я даже говорить не буду. Кстати, неделю назад наши ребята выступили на алматинском конкурсе по бачате в составе 25 человек, опять же абсолютно разных возрастов и профессий.
Отношения с учениками – это моя любимая тема. Ко мне попадают именно те, кто сразу находится со мной на одной волне. За несколько лет моей работы у меня было максимум пять человек, с кем мы сразу почувствовали барьер, а сейчас таких уже, в принципе, нет. Со многими из них мы дружим и за пределами танцев, а с другими сохраняем теплые отношения в стенах студии. Я вообще всегда говорю, что самое главное в моих танцах – это люди. Я всегда работаю для людей, моя цель – влюблять и влюбляться в танцы, вдохновлять и вдохновляться искусством.
- Как вы можете оценить себя как хореографа? Каковы ваши стиль и методы работы? Как о вас отзываются твои ученики, коллеги и люди со стороны?
- Не буду скромна и отвечу честно, что высоко оцениваю свои профессиональные качества, которые во многом сложились еще в моем танцевальном детстве.
А вот о стиле работы рассуждать сложнее. Есть у меня один метод, я его называю «стрессотерапия». Это, конечно, шутки, но я люблю выжимать из людей максимум и показывать им абсолютно незнакомую сторону самих себя, потому что многие даже не представляют, какими талантами обладают. На занятиях много шучу, называю вещи своими именами и не осторожничаю в выражениях. Все в рамках приличия, разумеется, но, когда я в потоке и идет реальный творческий процесс, там не до фамильярностей. За последний год, начиная с первого карантина, я получила много теплых отзывов о моих занятиях именно в тот период, как мы со студией запустили онлайн-уроки. География наших танцев значительно выросла, и люди из разных уголков земли отмечали мое чувство юмора и доступность объяснения.
- Многие мечтают о том, чтобы работа была их любимым делом, которое приносило бы удовольствие, позволяло развиваться и которое бы еще приносило хороший доход. У вас сложилось именно так?
- Считаю, что любое дело может быть любимым и высокооплачиваемым. При этом оно не обязательно должно быть творческим, для того чтобы быть интересным. У меня стопроцентное попадание, но это было моим личным выбором. У меня есть высшее образование и опыт работы в другой сфере, но просто в какой-то момент я позволила себе выбрать то, что мне больше по душе. Но и на своем месте я изрядно попахала, чтобы прокачать свои навыки, научиться правильно работать с людьми и научиться зарабатывать достойные деньги.
Люди ошибочно полагают, что танцы – это нескончаемый поток удовольствия. Пусть этот образ рассыплется: переутомление, эмоциональное напряжение, сложности в работе с людьми – неотъемлемые части любой профессии. Просто однажды ты понимаешь, в чем твое предназначение. Задайте себе вопрос: что вы готовы делать безвозмездно? Вот и весь ответ в выборе любимого дела. Я бы приобщала людей к искусству, оценивая это как миссию.
- Вы наверняка участвовали во множестве танцевальных конкурсов. Не считаете ли вы, что соревнования, особенно конкурсы, губят личность и загоняют всякое творчество в определенные рамки?
- Я всегда воспринимала конкурсы и соревнования как определенные рубежи и не принимала поражения на свой личный счет. Однозначно, каждое направление подразумевает под собой критерии, которые больше относятся к технике исполнения, а во всем остальном ты не ограничен. Подача, харизма, стилистика – это то, чем ты выделяешься помимо общепринятых важных аспектов. Я бы даже сказала наоборот: сейчас побеждают те, кто не вписывается в рамки, те, на кого смотришь и думаешь: а что, так тоже можно?
- Что вы можете сказать о современном танцевальном искусстве в Казахстане? Как оно менялось, развивалось? Какие стили у нас становятся популярными, а какие, наоборот, теряют свою актуальность? Что ждет танцевальное искусство в Казахстане в будущем?
- Мне сложно сказать, что из танцевальных стилей уходит в прошлое, потому что тесно я соприкасалась лишь с немногими. Хотя часто слышала от представителей современных направлений, что у нас с ними туго. Есть стили, которые будут жить вечно – это бальные танцы, балет и народные танцы. Это исключительно мое мнение.
А вот что касается других направлений, считаю, что с искусством все будет в порядке, если выдающиеся ребята возьмут на себя эту миссию. Я сама об этом часто размышляла, есть два варианта: либо ты ныряешь в комфортную среду, где каждый понимает, о чем идет речь, и развиваешься там (это я о Европе, Америке, той же России, где число танцующих людей значительно больше), либо берешь на себя ответственность и качаешь это направление у себя на родине, горишь идеей, находишь единомышленников, поднимая местный уровень до мирового. Думаю, что именно этим занимаемся я и мои коллеги.
- Вы никогда не думали о том, чтобы построить карьеру за рубежом? Насколько это для вас реально и перспективно?
- Карьера за рубежом видится как что-то успешное, сладкое и манящее. Я никогда не грезила этой мыслью, но уверена, что у меня хватит и опыта, и трудолюбия для любой точки мира. Думаю, что уже частично ответила на этот вопрос. Я за то, чтобы представлять именно Казахстан, путешествовать, обмениваться опытом, прокачивать навыки, набираться знаний, но строить новую танцевальную империю здесь. Иначе Казахстан так и останется для многих страной третьего мира, а я точно знаю, что мы – это кладезь талантов, и не обязательно ехать за бугор, чтобы строить блестящую карьеру, - рассказала наша собеседница.