Казахстан демонстративно нарушает антидопинговые правила

Полученные редакцией ответы из комитета по спорту и дирекции штатной национальной команды и спортивного резерва (ДШНК и СР) только подтвердили – наши чиновники невнимательно читали Всемирный антидопинговый кодекс.

Начнем с того, что в отечественных спортивных кругах считают – дисквалифицированный атлет имеет ограничение только на тот вид деятельности, что относится к спорту. Это – собственные тренировочные занятия и подготовка других спортсменов, участие в соревнованиях, работа в федерации. Стоит же только назвать его работу общественной или устроиться в спортивную госструктуру дворником либо сантехником, как все подводные камни остаются позади. В частности, у Ильина истек срок контракта с ДШНК как спортсмена-инструктора, и он был принят на должность советника директора дирекции. В его новые функции входят работа с болельщиками, общественными объединениями и международными спортивными организациями, консультативная помощь. В ДШНК особо подчеркнули общественный характер деятельности бывшего спортсмена, которая “ограничивается практически волонтерской службой в вышеперечисленных пунктах”.

Однако не все так просто. Примечание к статье 10.12.1 Всемирного антидопингового кодекса последней редакции (2015 год) гласит: “Термин “деятельность” также включает административную деятельность, такую, как работа официальным лицом, директором, офицером, сотрудником или (внимание!) волонтером в организации, описанной в данной статье (то есть в федерациях и лигах, финансируемых правительственным органом)”. ДШНК как раз и является такой структурой, она не частная контора.

Впрочем, в случае с Ильиным продолжает действовать презумпция невиновности, ведь окончательное решение Международной федерации тяжелой атлетики о его дисквалификации еще не опубликовано, и сроки отстранения от профессионального спорта пока неизвестны. А вот в отношении Жасулана Кыдырбаева все предельно ясно – штангист дважды нарушил антидопинговые правила и отбывает дисквалификацию, которая закончится 21 декабря 2023 года. На тот момент Жасулану будет 31, и лучшие спортивные годы останутся позади. На днях Кыдырбаев был назначен и. о. заместителя директора Республиканской специализированной школы-интерната-колледжа олимпийского резерва имени К. Ахметова. Там он будет ведать организационными и хозяйственными вопросами.

Обратимся снова к Всемирному антидопинговому кодексу. Статья 10.12.1 уточняет: “Ни один спортсмен, в отношении которого была применена дисквалификация, не имеет права во время срока дисквалификации участвовать ни в каком качестве в соревнованиях или (внимание!) иной деятельности (за исключением специальных антидопинговых образовательных или реабилитационных программ), санкционированных или организованных какой-либо подписавшейся стороной”. Под подписавшейся стороной подразумевается организация, одобрившая Всемирный антидопинговый кодекс. Напомню, что Казахстан его ратифицировал на государственном уровне, а школа-интернат К. Ахметова является одним из подразделений министерства культуры и спорта Казахстана.

Чем грозит нашему спорту антидопинговое непослушание? Трудно сказать. Всё будут решать компетентные органы. Но то, что авторитета спортивному Казахстану это не добавит, совершенно точно.

Алматы