"Один из них был обнародован 28 января, когда правительство представило общественности то, что может быть или, скорее, будет следующим алфавитом казахского языка: латинский алфавит.
Начинать подведение итогов последних тридцати лет с конца, а точнее с вопроса о переходе с кириллицы на латиницу, является фундаментальным и необходимым для понимания того, что произошло в этот период: Казахстан изменил свое лицо, или, скорее, он изменился и вновь овладел собой.
Между современностью и традициями
Тридцать лет Казахстана можно сжать и объяснить одним словом: трансформация. Путь к освобождению от тяжелого советского наследия был долгим, извилистым и чреват препятствиями, особенно экономическими, но, в отличие от постсоветского соседства (и самой России), уровни нестабильности и мятежа были сдержанными.
Астана, столица с 1997 года и ранее известная как Акмола, в 2019 году получила новое имя – Нур-Султан, чтобы отдать дань уважения тому, кто позволил Казахстану выделиться из государств Центральной Азии, отцу нации Нурсултану Назарбаеву. Столица, почти полностью построенная с нуля, представляет собой зеркало и душу Казахстана: современный американизированный деловой центр, в котором преобладают стеклянные здания и небоскребы, окружен созвездием мечетей, православных церквей и архитектуры, отражающих своеобразную евразийскую многогранность, этническую и многоконфессиональную казахскую идентичность.
Ислам приобрёл центральность в общественной жизни, перестав «рассматриваться как при Советском Союзе», но это не привело к исламизации Tout court политики, культуры и общества. Фактически, руководство управляло процессом возрождения идентичности с двойным результатом: избегая значительных процессов религиозной радикализации, которые, с другой стороны, значительно повлияли на Узбекистан и Таджикистан, и создавая атмосферу межконфессионального диалога, что гарантировало социальный мир и позволило Казахстану возродить себя как сторонника диалога цивилизаций.
Символом межцивилизационной повестки дня является Дворец мира и согласия, шестидесяти двухметровая пирамида, которая возвышается в самом центре столицы, в гигантском Президентском парке, и которая была построена в 2006 году в качестве резиденции Конгресса лидеров традиционных и мировых религий – мероприятие, проводимое каждые 3 года, способствующее диалогу между культурами, религиями и цивилизациями.
Первая экономика Центральной Азии
Казахстан сильно изменился с 1991 года по сегодняшний день, и не только с точки зрения межцивилизационного центра и городского планирования. Результаты тридцатилетней перспективной, разумной и хорошо реализованной политики столь же очевидны, сколь и осязаемы, и были признаны различными участниками такими как Всемирный банк и Фонд наследия.
Сегодня Нур-Султан является ведущей экономикой в Центральной Азии, валовой внутренний продукт увеличился вдвое с 1995 по 2017 год благодаря обширному, почти непрерывному и, прежде всего, обогащающему экономическому циклу – количество тех, кто живет с менее чем 3,20 долларов в день, то есть близко к абсолютной бедности, были практически сведены к нулю в 2009 году, и имеет двадцатый лучший инвестиционный климат в мире (World Bank, 2020), строительству которого способствовал реформаторский импульс после Назарбаева, калиброванный рычагами исламских финансов и созданием двенадцати специальных экономических зон.
Важные цифры, которые являются доказательством прогресса последних тридцати лет и которые были бы невозможны в отсутствие иностранных инвестиций, обрушившихся от капитализации геостратегического положения Казахстана, которое, по сути, является сердцем земного сердца Мак-Киндера. Опять же, цифры говорят сами за себя: через страну проходят одиннадцать трансконтинентальных торговых маршрутов, которые связывают рынки Европы, России и Китая, что значительно сокращает время перевозки по железной дороге из одного конца континента в другой. Вот почему Казахстан присоединяется одновременно и без конфликта интересов к Евразийскому экономическому союзу, к инициативе «Один пояс, один путь» и к Тюркскому Совету; три макрорегиональных интеграционных проекта, соответствующих трем разным державам, соответственно России, Китаю и Турции, которые стимулировали процветание национальной экономики.
Наконец, постоянное и массовое внимание к экономической, функциональной диверсификации, чтобы сломать проклятие ресурсов, типичное для богатых углеводородом государств – привело к значительному усилению туристического, автомобильного, строительного и фармацевтического секторов, к значительному развитию легкой и тяжелой промышленности, и завоевывая первенство на мировом рынке урана – Казахстан является ведущим производителем урана в мире с 2009 года и доминирует в этом секторе, занимая квазимонопольное положение (в 2019 году он произвел 43% добычи урана на планете)."
Emanuel Pietrobon
it.insideover.com