Казахский – даже на каникулах

Сначала стресс, потом – свободный разговорный

– В детстве для меня примером была школьная учительница казахского языка, она привила мне любовь к родной речи, – говорит педагог. – Когда начали открывать Назарбаев Интеллектуальные школы, появилась мечта. Я смотрела на новое здание и думала: вот бы работать здесь!
В НИШ связи и знакомства не действуют, хочешь работать – покажи идеальные знания, удиви вдохновением. Назымгуль, как и другим конкурсантам, пришлось пройти тест, написать серьезное эссе на тему работы с одаренными детьми. Убедить комиссию, в том числе столичных специалистов, что она – тот самый педагог, которого здесь ждут. И сегодня, спустя 8 лет работы в элитном учебном заведении Усть-Каменогорска, филолог может поделиться своим впечатлением. НИШ – это, образно говоря, улица с двусторонним движением: каждый из педагогов хочет научить детей, а каждый из школьников стремится к знаниям. "Молодежь все больше интересуется казахским языком, не потому, что его требуют знать в школах, а потому что он в тренде"

Несмотря на то что в 7-й класс детей отбирают в результате жесткого конкурса, львиная доля учащихся приходит с низким уровнем государственного языка. У многих семиклассников практически отсутствует словарный запас. При этом им с первого дня начинают преподавать на казахском не только язык и литературу, но еще историю и географию. Для детей – это стресс, для преподавателей – тревога: сможет ли класс освоить программу? Ребятишки, по словам педагога, буквально трясутся от страха, боятся получить двойку. В этот момент главное – любовь и поддержка учителя. Чего точно не стоит делать, так это давить на учеников, обрывать, тыкать носом в ошибки.

– Никогда не заявляю: “Ошибка! Неверно!” – делится своим подходом учительница. – Можно обратиться к классу с вопросами: “Кто думает по-другому?”, “У кого есть другой ответ?”. На первых порах дети в основном работают группой, чтобы не было страха допустить ошибку. Всем легче, когда ты знаешь, что не один. Если мы отрабатываем диалоги, я стараюсь поставить ребенка, у которого более слабые знания, в пару с сильным учеником. Дети вовлекаются в разговор, подтягиваются. В следующий раз такие ученики, как правило, приходят с более высоким уровнем подготовки.

Семиклассники, по словам учителя, на самом деле поступают в НИШ предельно мотивированными. Всё, что требуется от учителя, – это предложить ребятам правильные стимулы, дополнительно их заинтересовать. Конечно, проходит немало времени, пока появится результат. Зато, когда в старших классах учащиеся сдают экзамены, даже сложные задания для них – не проблема. Это настоящая награда для учителя.
У Назымгуль даже во время летних каникул подростки остаются в языковой среде. По ее рекомендации, одноклассники созваниваются, общаются, переписываются на казахском языке. Она сама часто спрашивает ребят о том, как они проводят лето, какие книги читают. В ответ ребятишки присылают звуковые сообщения. Пересказывают, например, произведения Ыбырая Алтынсарина или Абая.

Четыре предложения

Учащиеся школы химико-биологического направления – это будущие аналитики, инженеры, программисты, исследователи. Словом, технари. Когда они впервые переступают порог класса, в каждом учителе-гуманитарии сидит тревога: сможет ли он увлечь класс? Полюбят ли дети его предмет? У Назым на этот счет масса наработок. Во-первых, она использует природные способности учеников. Кто-то, по ее словам, лучше воспринимает темы на слух, кто-то – зрительно, через чтение. Филолог строит работу так, чтобы задействовать все четыре навыка: речь, чтение, восприятие на слух (аудирование), письмо. Раньше для хорошей оценки достаточно было грамотно написать диктант, но это, по убеждению педагога, нечестно. У нее всегда есть способы, чтобы оценить знания по четырем критериям, то есть объективно. И подростки откликаются на справедливое отношение учителя.

 

Кроме того, у Назымгуль есть авторская методика " Төрт сөйлем – 4 предложения ", позволяющая школьникам быстро пополнить словарный запас. Собственно, ничего сложного, велосипеда никто не изобретал. На примере темы о воде учитель показала, как это работает.

Сначала классу демонстрируют научное видео, дети смотрят, запоминают на слух. Дальше идет чтение текста, из которого школьники могут взять несколько опорных предложений-аргументов. Первое предложение – о чем текст. Например, оно может звучать так: “Бұл мәтін су туралы” – “Этот текст про воду”. Во втором предложении можно привести какой-нибудь научный аргумент, скажем, адам 80 пайыз судан тұрады – человек на 80 процентов состоит из воды. Третье предложение – это связь научного знания с жизнью. Например, адам күніне кем дегенде бір литр су ішуікерек – человек должен пить не меньше одного литра воды в день. И четвертое – это вывод.

– Ребенок анализирует, делает записи, следом тему прокачивают в диалогах, – пояснила Назым. – И только после этого идет письменная работа. У ребят перед глазами – конспекты, которые они сделали в ходе просмотра фильма. У них на парте текст, предложенный для чтения. Таким образом, они учатся говорить и писать. Пусть первое эссе будет всего из 40 слов, но в следующий раз словарный запас станет шире. Ребята напишут уже 80 слов, потом – 100. Знаете, как дети радуются! Они чувствуют, что у них получается, что нет ничего невозможного.

Особая гордость учительницы – ребятишки, освоившие казахский практически с нуля. Например, в выпускной класс перешли дети из Риддера, которые четыре года назад абсолютно не умели ни писать, ни говорить на государственном языке. Сейчас они владеют им свободно.
Как заключила педагог, если раньше заинтересованность в знании казахского языка больше проявляли родители, которые заставляли заниматься детей, то сейчас ситуация иная.

– Спросите любого нашего школьника, – говорит учительница. – Вам, не раздумывая, скажут, что учат казахский, потому что они – казахстанцы.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК