В Астане во Дворце мира и согласия стартовала уникальная выставка “Казахские ковры. Благодать Великой горы”. В течение месяца стены столичной галереи “Шежiре”, принявшей у себя экспозицию, будут украшать около двух сотен изделий ручной работы. Удобные и практичные ковры удовлетворяют различные хозяйственные нужды: одни служат для утепления жилья, другие заменяют мебель и постель. Глядя на их оформление, можно отметить, что ковроткачество в Казахстане, как и в других странах Востока, всегда зависело от мусульманских традиций, диктовавших свои каноны в изображении рисунков, символов и орнаментов.
Однако Алибек Кажгали, автор книг о казахской орнаменталистике, отмечает, что казахские ковры имеют свое лицо и поэтому их с легкостью можно отличить от персидских, турецких или узбекских. Эксперт также убежден, что они всегда служили своеобразным амулетом, а также источником информации для людей.
– В 40–60-е годы ХХ века, – говорит Кажгали, – в южноказахстанских мастерских зародилась своя система образов в виде символов и деталей орнамента. С ее помощью ковер передавал определенную информацию от его создателя к владельцу. Семантика казахских ковров очень разнообразна и сложна, но все же поддается детальной расшифровке.
Стоит отметить, что представленная на выставке коллекция ковров принадлежит частному лицу, который не афиширует свое имя. В течение долгих лет этот человек, успевший побывать во всех уголках Южно-Казахстанской области, скупал у местного населения ковровые изделия ручной работы по достаточно небольшим ценам. В наши дни эта коллекция оценивается почти в 2 миллиона долларов. И с годами цена будет только расти.
– Нет сомнений в том, что данные ковровые изделия, сотканные в середине прошлого века преимущественно простыми аульными женщинами, сегодня являются бесценным достоянием нашей страны, – говорит директор галереи “Шежiре” Роза Жусупова. – Ярким подтверждением этому может служить тот факт, что сегодня стоимость некоторых представленных здесь работ на мировых аукционах составляет порядка 50–70 тысяч долларов. Это говорит о том, что наши ковры, подобно персидским и турецким, уже стали узнаваемым брендом.
Арсен НУРТАЗИН, Андрей ТЕРЕХОВ (фото), Астана