Более того, в силу различных факторов, они не носили одежду, стесняющую движения, говорят эксперты.
Как известно, о казахском национальном костюме сказано и написано немало. Долгие годы исследователи, историки, археологи, искусствоведы изучают историю казахского национального костюма. Особо актуальной данная тематика стала в последние годы, когда в обществе появились разные мнения о том, как же все-таки одевалась и должна одеваться казахская женщина.
Краеугольным камнем в этом вопросе выступает и современная тенденция ношения хиджаба среди молодых девушек. Выяснить историю и особенности казахского национального женского костюма Казинформу помогли специалисты Центрального государственного музея РК в городе Алматы.
Мы знаем из истории, что казахская народность, сложившаяся в конце XV - начале XVI веков, стала преемницей материальной и духовной культуры племён, когда-то обитавших на территории Казахстана. Это, конечно же, отразилось и на национальном костюме, в котором до наших дней сохранились элементы «звериного стиля» и прочих деталей культуры предков нынешних казахов.
«Вообще, костюм - это в первую очередь защита человеческого тела от внешних физических воздействий. Естественно, по мере развития общества костюм начал приобретать массу духовных, идеологических, социальных смысловых нагрузок. Костюмом определялась роль и место человека в обществе, его конфессиональная, возрастная принадлежность.
Казахский женский костюм - это продукт синтетический, связанный с окружающей средой, деятельностью, духовными и физическими запросами. В формировании именно казахского костюма большую роль сыграли резко-континентальный климат и кочевой образ жизни. Поэтому национальное одеяние казахов отличалось особым прагматизмом, как по применяемым материалам, так и по фасонам. Основная нагрузка по хозяйственной деятельности ложилась на женские плечи. Об этом пишут все исследователи казахского народа, естественно, при таком образе жизни невозможно было поддерживать канонические требования ислама. Казахские женщины и девушки не носили чадру, хиджаб и другие виды одежды, характерные для исламских стран. Одеяния женщин всегда были украшены традиционными узорами и камнями. Камзолы и платья были слегка приталены», - отмечает первый заместитель директора Центрального Государственного музея РК Бейбиткали Какабаев.
Он также подчеркнул, что из всего этого напрашивается вывод, что традиционно в казахском обществе женщина не носила предметы одежды, стесняющие движения и закрывающие лицо.
Специалист более подробно рассказал и об особенностях нарядов казахских женщин разного возраста и социального статуса.
«Девочки и мальчики до определенного возраста не сильно отличаются, а уже с 5-6 лет девочки одевали уже более девчачьи наряды. Затем, по мере взросления, женский костюм только усложнялся. Молодые девушки носили платья с оборками (қосетек) и шалбары (штаны). На голову одевали маленькую шапочку - такия, а более богатые могли себе позволить головной убор бөрік, который зачастую имел отделку из меха. Когда девушка выходила замуж, надевала особый головной убор - саукеле, который богато украшался камнями, металлическими вставками. После замужеста почти год молодая женщина носила жаулык и только после рождения детей она стала носить платки и кимешек, который повязывала сверху шылауышом», - рассказывает Б. Какабаев.
По его словам, девушка до замужества не носила кимешек и одевалась довольно-таки свободно.
«Опять же, она ведь занималась хозяйством, и потому нужно было думать о практичности. Обувь в соответствии с эстетическими запросами была более изящной. Применялись ювелирные вставки даже в обуви, не говоря уже о всевозможных браслетах, украшения на голову - шолпы, шашбау. В ювелирные изделия кроме эстетического смысла, закладывался и оберегательный. В разных регионах Казахстана по-разному украшали тот же самый саукеле, кимешек. До присоединения к России ткани закупались в Бухаре, привозились из Китая и Восточного Туркестана. Затем уже стали шить из российских тканей, как более доступных и дешевых», - заключил первый заместитель директора ЦГМ РК.
Рисунки А. Галимбаевой из книги «Казахский народный костюм» Алма-Ата 1958 год.