Это событие лишь на первый взгляд кажется не слишком значительным. На самом деле оно меняет отношение к стране и людям!
Сборник профессора Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Балым КОЖАМКУЛОВОЙ переиздан тиражом 300 экземпляров и будет распространяться бесплатно. В первую очередь его получат библиотеки музыкальных школ, колледжей и вузов.
В хрестоматии три части. Первая предназначена для начинающих, вторая – для воспитанников колледжей и училищ, и третья – концертный репертуар для зрелых музыкантов. Впервые пособие было выпущено в 1966 году, но и в наши дни востребовано так, что учащиеся зачитывают имеющиеся в библиотеках экземпляры, что называется, до дыр. Собраны в нем пьесы самых почитаемых в Казахстане авторов: от Курмангазы, Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского, Ахмета Жубанова до наших современников Алмаса Серкебаева, Куата Шильдебаева и молодых авторов.
Куратор проекта, скрипачка и руководитель фонда “Арт-Мирай” Асель ИМАЕ рассказывает:
– В этих сборниках собрано около полусотни пьес. На них выросли практически все поколения скрипачей Казахстана. И все эти произведения входят в обязательные программы учебных заведений. Мало того, их перекладывают для себя кобызисты, альтисты, виолончелисты, духовики.
– А какие произведения вам, как профессионалу-инструменталисту, особенно запали в душу? Без чего вы не можете жить и хотели бы играть всегда?
– Там собраны действительно шедевры. Для малышей это мелодии “Ак сиса” Жаяу Мусы, “Карлыгаш” Ахмета Жубанова, народная мелодия “Илигай” в обработке Латифа Хамиди. Для взрослых музыкантов – это знаменитое проникновенное соло из балета “Козы-Корпеш и Баян Сулу” Евгения Брусиловского, которое выпускники часто исполняют на госэкзаменах, чтобы показать уровень своей творческой зрелости.
– Я когда-то тоже окончила Алматинскую консерваторию и помню, как не хватало нот. Особо полюбившиеся произведения мы переписывали от руки…
– Нехватка печатных нот остается и сейчас. И я благодарна Фонду Первого Президента, что поддержали этот проект и выделили нам грант. Потому что мой частный фонд “Арт-Мирай”, занимающийся продвижением казахской академической музыки, осилил переиздание только двух частей хрестоматии, а на третью элементарно не хватило средств. Этим проектом мы хотели отдать дань нашему педагогу Балым Сералиевне Кожамкуловой, которая выпустила из стен Алматинской консерватории около сотни отличнейших музыкантов. И теперь они с успехом гастролируют по всему миру.
А нот нам действительно катастрофически не хватает. То, что имеется в библиотеках, изношено до такой степени, что учащимся дают на руки их лишь перепечатывать, но не заниматься по ним. На дворе ХХI век, а студенты, когда едут за границу, вынуждены ставить перед знаменитыми профессорами в Европе эти потрепанные листочки вместо красивых изданий, чтобы продемонстрировать произведения казахстанских авторов.
– А есть эти ноты онлайн?
– Конечно! У сайта моего фонда есть музыкальная витрина, music book shop, на которой человек в любой точке мира сможет увидеть пьесы из этой хрестоматии в Интернете и даже послушать их в записи.
– Так нужно печатать и другие казахские произведения, чтобы сохранить их?
– Конечно. И прилагать к ним звукозаписи в профессиональном исполнении, чтобы иностранцы, которые никогда не слышали вживую, например, кюи Курмангазы, имели представление, как их интерпретировать. В мире существует столько записей любого концерта Моцарта или Бетховена, а казахскую музыку мало кто знает. Между тем она очень оригинальна! Одна из моих подруг уехала в Орегон, в Америку, и создала там ансамбль скрипачей из американских студентов, которые даже не профессионалы, просто берут у нее частные уроки. И этот ансамбль своим исполнением кюя “Балбырауын” в Карнеги-холле взорвал зал! Просто у американских школьников были ноты, и педагог через их исполнение на одной из самых престижных сцен мира смогла донести до слушателей всю красоту этой музыки!
АЛМАТЫ