А еще представителей казахской национальности, проживающих в дальнем и ближнем зарубежье многие рассматривают как хранителей культурного наследия казахского народа. Этому есть свои объяснения: ведь на протяжении многих десятков лет казахские семьи, проживающие за пределами Республики Казахстан, сохраняли свои традиции, обычаи, язык.
При этом обособленное компактное проживание казахских семей за рубежом и практически отсутствие связей с исторической родиной позволило им сохранить ту самобытность культуры казахского народа, которая в самом Казахстане за многие годы подверглась ассимиляции и наполнилась многими новшествами несвойственными казахской культуре, языку, традициям коренного населения республики.
Казахская диаспора была создана миграциями определенных групп населения в соседние страны. В основании переселения лежали краткосрочные временные рамки, но в последствии время проживания за пределами своей Родины перешло в более длительную фазу. При этом миграционные настроения на первых этапах распространялись в основном по двум направлениям - азиатском и европейском. К азиатскому направлению относился следующий маршрут миграции: из Казахстана в Китай, государства Центральной Азии, Афганистан, Турцию и Иран и далее. К европейскому направлению можно отнести путь в Россию, страны Европы и США.
Почему произошло переселение представителей казахской национальности за пределы Казахстана? Это стало результатом внутри- и внешнеполитических событий в прошлом, как на территории Казахстана, так и на территориях сопредельных государств. В качестве основных причин эмиграции можно привести экономические трудности, рост цен, снижение уровня жизни, рассмотрение страны выезда как более приемлемой в экономическом отношении, способной обеспечить более высокий уровень жизни и лучшее будущее своим детям. Если для представителей других национальностей, выезжающих из Республики Казахстан, основным аргументом в пользу смены места жительства принято считать желание вернуться на свою историческую родину, то парадоксальная картина, связанная с выездом из Казахстана казахов (за 1993-1999 годы уехало более 76 тысяч человек), дает основание усомниться в сложившейся благоприятной социально-экономической ситуации в Республике.
При ознакомлении с количественным составом казахской диаспоры, проживающей в настоящее время в странах ближнего и дальнего зарубежья, можно увидеть следующую картину. Так по странам ближнего зарубежья фаворитом является Узбекистан, который насчитывает около 1.500.000 представителей казахской национальности. На втором месте следует Россия - около 800. 000 человек, всего же в странах СНГ (без учета России и Узбекистана) проживают порядка 187.000 соотечественников.
По странам дальнего зарубежья на первом месте стоит Китай, который разместил на своей территории около 1.500.000 представителей казахской национальности. Далее идет Монголия с 83.000 казахами, Афганистан с 30.000 нашими соотечественниками и Турция с Ираном - в каждой стране около 10.000 представителей казахской национальности. Что касается других стран, в которых в настоящее время проживают наши соотечественники, то они имеют широкое географической поле. Здесь и Канада с Пакистаном, и Германия с Францией, и США с Саудовской Аравией и другие страны, включая Австралию и страны Ближнего Востока. В целом же казахская диаспора в странах ближнего и дальнего зарубежья составляет около 5 миллионов человек. Но здесь нужно принимать во внимание, что во многих странах количество представителей казахской национальности может быть несколько заниженной.
Такой широкий спектр размещения казахской диаспоры по всему миру не случаен. Здесь во многом сыграл определяющую роль социально-экономический фактор, который наравне с политическим способствовал росту миграционных настроений в рядах тогда еще коренных жителей Казахстана. Рассматривая места компактного проживания казахской диаспоры за рубежом, становится видно, что выбраны в основном страны, где социально-экономическая ситуация способствует развитию человека, реализации его способностей, знаний, применения опыта работы в той или иной сфере.
Если в странах Европы представители казахской национальности проживают обособленно друг от друга, то в странах СНГ и КНР наблюдается кардинально противоположная картина. Компактное проживание казахских семей отмечается в России (Оренбургская, Астраханская, Омская, Горно-Алтайская Автономная области), в Узбекистане (районы Мырзашола, Сырдарьи, Чирчика, Кызылкумов, и Китае (районы Алтая, Или, Тарбагатая, Кульджи, Барколь-Кумула в СУАР).
Процесс сохранения этнической идентичности у казахской диаспоры имеет несколько параметров: брак и семья, этнические общества, школы, язык и культура. То есть в данном случае речь идет о сохранении ментальности, потому что, даже находясь вдали от своей исторической родины, многие казахские диаспоры имеют много шансов просто раствориться в стране проживания. И поэтому выходом из сложившейся ситуации является либо обучение своих детей в школах на родном языке, либо возвращение в Казахстан. Кроме того, языковая проблема представителей казахской национальности связана с алфавитом, а точнее с тремя разными алфавитами: кириллицей, латиницей и арабской вязью. Так, казахи, проживающие в Китае и Иране, пользуется арабской графикой, казахи Турции латиницей, а казахи, проживающие в СНГ - кириллицей. Этот феномен существующий уже длительное время затрудняет процесс сближения, как между казахскими диаспорами, так и со своими родственниками в Казахстане.
Среди созданных в дальнем зарубежье школ по изучению казахского языка следует отметить казахские общества в Турции, Великобритании, и отсутствие таковых во Франции, США и др. В Германии была сделана попытка выпуска "Бюллетеня казахских тюрков Европы", но далее двух выпусков дело не пошло.
В странах ближнего зарубежья также наблюдаются разнополюсные процессы. Так в России существует Московское общество "Межрегиональное общественное объединение содействия сохранения казахского языка и казахской культуры", московское молодежное общество казахской культуры "Мурагер", "Казахский местный национально-культурный автономный центр административного округа Москвы". В Узбекистане казахская диаспора испытывает трудности, связанные с нехваткой учебных пособий на казахском языке. Наблюдается процесс сокращения школ с обучением на казахском языке. При этом с 1996 года у казахской диаспоры появилась очередная проблема, связанная с переходом общеобразовательных учреждений Узбекистана на латинскую графику. Но, справедливости ради нужно сказать, что ситуация с родным языком у казахской диаспоры за рубежом практически та же, что и в урбанизированных регионах Казахстана, так как подавляющее большинство городской казахской молодежи, как в самом Казахстане, так и за его пределами, не владеет родным языком совсем или владеет весьма поверхностно.
Но почему представители казахской диаспоры не спешат вернуться на свою историческую родину? Почему на большинство инициатив правительства Казахстана представители казахской национальности реагируют с некоторой настороженностью?
Ведь еще в недалеком 2002 году Президент Казахстана Н. Назарбаев в своем выступлении перед делегатами Всемирного курултая казахов, проходившего в городе Туркестан на юге Казахстана, обсуждал перспективы развития отношений между Казахстаном и казахскими диаспорами за рубежом. Открывая съезд, Нурсултан Назарбаев заявил, что в Казахстане квота на принятие этнических казахов-репатриантов будет постоянно увеличиваться. Но должного эффекта это не вызвало.
Вполне вероятно, что среди представителей казахской диаспоры за рубежом уже распространилась информация о существовании в Казахстане ряда проблем, связанных с возвращением и пребыванием казахов на своей исторической родине. Актуальные вопросы приема, размещения (приобретения жилья), трудоустройства и обучения оралманов не только настораживают казахские диаспоры в принятии решения о возвращении, но и способствуют распространению информации о неэффективной реализации государственной программы по возвращению казахов в Казахстан. Что в очередной раз отдаляет процесс возвращения представителей казахской диаспоры на свою родину. Если посмотреть 2002 год, то создается нелицеприятная картина - так было предусмотрено принять 2655 семей, в то же время только для 1465 из них было приобретено жилье. По словам представителей агентства по демографии Республики Казахстан, такая ситуация возникла из-за несоответствия запланированных бюджетных средств реальным ценам на рынке жилья.
Нужно отметить, что резкое ухудшение демографической ситуации в республике за последние пять лет, старение населения, эмиграционные потоки в большинстве своем высококвалифицированных специалистов в страны дальнего и ближнего зарубежья, особое геополитическое положение Казахстана и наличие большой площади незаселенных, неосвоенных земель, требуют активной целенаправленной демографической политики, направленной на увеличение численности населения.
И, если учитывать статистику, по которой в Республике Казахстан проживало 14,6 млн. человек, то 5 млн. человек составляют около 34% от всего числа населения Казахстана. При условии падения уровня деторождаемости, факт возвращения хотя бы 2 млн. казахов, а это 12,1% от всего числа населения Республики Казахстан, важен Астане как демонстрация мировому сообществу, что в Казахстане происходят интеграционные процессы, связанные с нормализацией социально-экономической ситуации в республике. В таких случаях возвращение на свою историческую родину оралманов, способствовало решению демографической и языковой проблем для Республики Казахстан.