"Казахи против узбеков": чьи клипы круче и популярнее

Редакция медиа-портала Сaravan.kz изучила и сравнила клипы казахстанских и узбекских исполнителей с YouTube-каналов RizaNovaUZ и GakkuTV, чтобы разобраться, в чём причина. 

Узбекские певцы и певицы

Новый клип Мунисы Ризаевой, подписанный на YouTube как O'g'ri и Угри, собрал 1,2 млн просмотров, 24 тыс. лайков и 2 583 комментария. При попытке перевести название на русский возникают трудности, но ЎҒРИ переводится как "вор" с таджикского языка, а O'g'ri Google Translate перевёл как "вор" с японского, поэтому можно предположить, что это тема песни. По клипу этого не понять: больше половины времени на экране сама исполнительница, а на нечто вроде сюжета уделяется несколько коротких вставок с диалогами. Нужны ли они вообще этому видео - вопрос спорный. Кстати, звук во время разговоров не совпадает с тем, как шевелятся губы статистов. Впрочем, комментаторы в восторге - вероятно, им достаточно любоваться красивой девушкой.

Однако в основном узбекские исполнители в клипах рассказывают истории о любви. Зачастую - несчастной. Например, Жаноб Расул выпустил клип на песню "Ёлгон дунё" (Yolg'on dunyo, Google перевёл как "ложный мир") в 2019 году. За это время видео собрало более 10 млн просмотров, 63 тыс. лайков и 3 396 комментариев. 

В клипе есть спорное визуальное решение: когда музыка динамичная, кадры в ней тоже сменяются очень быстро - настолько, что иногда едва успеваешь разглядеть, что было на предыдущем. С одной стороны, это создаёт контраст для последних медлительных сцен, с другой - картинка мельтешит перед глазами.

Здесь есть остросоциальный сюжет о любви, расставании и хитросплетениях судьбы: судья разбирает дело о домашнем насилии над женщиной, которую когда-то любил, но расстался с ней из-за того, что их родители не договорились между собой и выступили против брака. В целом вышла неплохая драматичная история.

А вот певица Манзура выпустила не драматичный, а комичный клип о проблемах в отношениях, который подписала как "Жуфти халолим", (Jufti halolim, Google переводит как "Я честный"). Он собрал 1,1 млн просмотров, 18 тыс. лайков и 1 116 комментариев.

В этой истории жене не хватает внимания от мужа, она расстраивается, когда тот уезжает, и в гости приходит её мама. Затем девушка падает в обморок, а у врача узнаёт, что беременна. Но мать решает, что зять изменяет её дочери, потому что застаёт того в машине с другой девушкой, которой он давал понюхать цветы. Женщина отправляет дочери фотографии с компроматом, та расстраивается и собирается уезжать из квартиры, но в это время приходит муж, дарит цветы и всё объясняет. А мама - женщина в теле - врезается в крупного мужчину с донером и влюбляется с первого взгляда. Визуально это подаётся, как нечто забавное.

Актёрам в этом клипе свойственно переигрывание, звук не совпадает с тем, как двигаются губы, а певица поёт, одетая в яркий красный костюм поверх хиджаба. 

Зато неплохой актёрской игрой отличились главные герои клипа Бенома Гурухи на песню "Адашдимми, Парча" (Adashdimmi, Parcha). Он вышел четыре месяца назад и за это время набрал уже 9,5 млн просмотров, 94 тыс. лайков и 6 136 комментариев. Видео длится более четырнадцати минут, а сюжета в нём и вовсе хватит на целый сериал.

Это не простая история, а аллегоричная. Студентка встречается со студентом, который работает доставщиком, но её хочет соблазнить другой, более обеспеченный парень. Однако по клипу он не только дарит ей подарки, но и даёт красные таблетки, от которых она становится зависима, как от наркотиков, и как бы доставщик не старался вылечить её, в итоге девушка уходит к богатому. Таким образом наркотик оказывается метафорой богатства, и это довольно интересная мысль, чтобы поразмыслить на досуге. Однако со временем главная героиня перебарывает себя, отказывается от красных таблеток, а богатый выгоняет её на улицу. Девушка ищет своего первого возлюбленного, который уже стал успешным, однако оказывается, что тот женат и у него есть дочь. В конце девушка погибает, спасая девочку, которая выбегает на проезжую часть.  

Казахстанские певцы и певицы

Среди казахстанцев тоже есть известный исполнитель, у которого распространены сюжеты о несчастной любви, и обычно она несчастная по вине девушки. Например, клип Димаша Кудайбергена Akkuym собрал 6,3 млн просмотров, 123 тыс. лайков и 17 108 комментариев. Это один из самых популярных клипов на его странице YouTube (он не относится к GakkuTV).

Здесь девушка "искала счастья с другим" и тоже предпочла богатого мужчину, а не Димаша, и тот страдал об этом целую песню. История камерная, почти полностью снятая в одной комнате, однако благодаря декорациям и грамотной игре света всё выглядит очень красиво. Кстати, похожая сюжетная линия прослеживается у Димаша и в других песнях.

Ещё больше зрительской активности можно найти у записи, где он исполняет песню S.O.S., но это живое выступление. В среднем же клипы Димаша набирают 1-2 млн просмотров.

Гораздо легче к любви относится Ерке Есмахан. Её песня "Қайда?", выпущенная в 2017 году, собрала аж 138 млн просмотров, 492 тыс. лайков и 44 187 комментариев. Неопытному взгляду в клипе не к чему придраться - он в меру динамичный и достаточно, но не слишком яркий. Сюжета практически нет, видео, скорее, пытается передать ощущение женщины с высокими планками, которая ждёт, когда она встретит свою любовь. Впрочем, в конце оказывается, что главная любовь направлена не на какого-то мужчину, а на сына.

Также трудно сказать, что сюжет есть у клипа XTZ  "BILE". За два месяца он набрал 24 тыс. просмотров, 1 тыс. лайков и 405 комментариев.

Ребята из бой-бенда делают всё то, что обычно делают такие исполнители: поют, танцуют, читают рэп. Есть нечто вроде завязки: у девушки перестал работать автомобиль посреди трассы, и участники группы один за другим появляются, чтобы помочь ей. Но постепенно элементы истории исчезают из видеоряда, они то ли бросают затею с починкой, то ли она остаётся за кадром - люди в клипе просто веселятся то в поле, то на остановке. В конце девушка просыпается, и оказывается, что это было её сном, что частично объясняет хаотичность происходящего. Клип сконцентрирован не столько на истории, сколько на стильных кадрах и танцах. 

Также есть обманчивое ощущение сюжета в песне Аружан Данышпан "1000 есе", клип набрал 11 тыс. просмотров, 385 лайков и 88 комментариев. С одной стороны, это похоже на историю о любви и расставании, но на самом деле в клипе почти не происходит никаких событий, видеоряд сосредоточен на том, чтобы передать ощущения, а перелом в отношениях и вовсе происходит образно: показывают помехи на телевизоре, сменяется цветовая гамма.

Если смотреть на числа в общем, то новые клипы узбекских исполнителей набирают за первую неделю по несколько сотен тысяч просмотров, а то и пару миллионов. А у казахстанских исполнителей это могут быть 11 тыс. просмотров за два месяца. Однако нельзя сказать, что клипы узбекских исполнителей лучше казахстанских, ведь в среднем наши создатели клипов подходят с большей ответственностью к качеству видеоряда. 

Если разобраться, у нас разная специфика. У узбекских исполнителей зачастую в клипах рассказываются сюжеты, похожие на сериал, что способно увлекать аудиторию. У казахстанцев нередко бывает по-другому: вместо полноценной истории с завязкой, развитием, кульминацией и развязкой наши клипмейкеры сосредотачиваются на погружении в какой-то образ, мысль, чувство. Можно сказать, что казахстанцы пытаются идти более сложным путём, чем увлечение зрителя мелодрамой. 

Хотя, возможно, в Узбекистане просто лучше владеют искусством продвижения.

Напомним, недавно мы писали о том, что мешает Димашу Кудайбергену стать звездой на Западе.