"Казахи не хотят быть слесарями, сварщиками и малярами": эксперты о молодежи Казахстана

На днях доктор философских наук, профессор КарГУ им. Е.А.Букетова Байжол КАРИПБАЕВ, выступая на сайте Zakon.kz, высветил определенный срез мировоззренческих установок современной казахстанской молодежи, поделившись результатами анкетирования школьников старших классов, студентов колледжей и ВУЗов из пяти регионов Казахстана – Алматы, Астаны, Караганды, Кокшетау и Костаная. Один из главных итогов этого исследования заключается в том, что молодежь сегодня набожна и религиозна. «Каждый восьмой участник опроса считает себя верующим», – отмечает профессор. При этом он отмечает, что «отношение к религии у респондентов достаточно противоречивое, лишенное обоснованности и не обеспеченное сложным образовательным дискурсом».

Выводы такого исследования – достаточно серьезный сигнал для общества, которому еще предстоит разобраться в том, чем объяснить такую религиозную пристрастность и неразборчивость в вопросах веры – духовными изысканиями, модой или же неуверенностью в завтрашнем дне и размытостью собственных перспектив? Так какая она, сегодняшняя казахстанская молодежь? Способна ли самостоятельно строить не только свое будущее, но и будущее целой страны? Что ее наиболее ярко характеризует? Каковы ее цели, моральные установки? На этим вопросы Central Asia Monitor ответили отечественные эксперты.

Caravan.kz приводит лишь некоторые фрагменты данного материала.

– Что сегодня наиболее ярко характеризует современную молодежь? Во-первых, она очень разная, - отмечает Ирина МЕДНИКОВА, генеральный директор общественного фонда «Молодежная информационная служба Казахстана» (МИСК). - Сюда относятся граждане Казахстана от 14 до 29 лет. Тинейджеры, студенты, выпускники вузов, работающая молодежь и начинающие профессионалы – это разные возрастные группы с соответственно отличающимися ценностями и поведением. Также молодежь делится на крупные группы по месту проживания, например, село и город, по языку – казахский и русский.

Из интересов современной молодежи МЕДНИКОВА выделяет: бизнес, технологии, социальные сети и виртуальный мир. Также в этом отношении она упомянает группу с низким уровнем интереса к жизни, общей апатией и непониманием, как выстраивать жизненную стратегию.

Тем не менее, по ее словам, выделить общие характеристики для этих групп сложно, но по данным исследований это разной степени дезориентированность молодежи на рынке труда и временами в жизни в целом, и одновременное тяготение к новым технологиям и новым жизненным моделям, которые ярче всего сейчас сформулированы в Instagram: "красивая легкая жизнь, где ты скользишь по поверхности, попутно раздавая в своем аккаунте философские мысли, иллюстрируя их задумчивым фейсом на берегу моря".

Что касается моральные ценностей сегодняшней молодежи, то здесь глава МИСК приводит рез-ты одного исследования.

- Согласно последнему большому исследованию, которое провел в Казахстане Фонд имени Фридриха Эберта, на первом месте у молодежи чувство собственного достоинства, на втором материальное благополучие и социальный престиж, а наименее важно для молодежи участвовать в политике. Семья также является большой ценностью. Так, состоять в браке среди жизненных приоритетов важнее, чем получить образование для 72,9 процента молодых людей, - сказала МЕДНИКОВА.

Говоря об эффективности государственных программ в становлении и развитии молодежи, эксперт напомнила:

- Молодежная информационная служба Казахстана работает в стране более двадцати лет, и я работаю в этом секторе порядка десяти лет, но не могу назвать хотя бы одну устойчивую многолетнюю государственную программу, которая бы помогала молодежи развивать ее потенциал. Да, у нас работают такие программы, как «С дипломом в село», - резюмировала Ирина.

 

Председатель республиканского движения «Болашак» Даурен БАБАМУРАТОВ более критично высказался на заданную тему.

– Молодежная политика в Казахстане, несмотря на достижения и неудачи, самая неподвижная. Программы десятилетней давности вроде «Жасыл ел» или «С дипломом в село» все еще считаются базовыми, хотя давно рассыпались под градом критики. А все потому, что в идеологической сфере этим программам пока замены нет. Есть отличные локальные программы и достижения на местах, талантливые молодежные лидеры, но в масштабе страны пока все тихо. И непонятно, как должна развиваться молодежная политика в целом.

Возможно, все это связано с тем, что современные молодые люди охладели к политике, политика как таковая их не интересует. Молодежь стала более индивидуальной, более продвинутой, «озападилась». Все, кто более или менее имеет хоть какие-то навыки и знания, грезят Западом, желают уехать и реализоваться где-то «там». Но все это касается городской молодежи. Сельский же пацан как не имел спортивнокультурного досуга, хорошего образования, четкого социального лифта, так и не имеет, - подчеркивает БАБАМУРАТОВ.

Несмотря на развитие коммуникаций и широкий доступ к Интернету, между городской молодежью и сельской - существенная разница. И это, по его словам, не есть хорошо.

- Приходится констатировать, что, несмотря на все усилия, мы так и не смогли сделать рабочие специальности привлекательными. Сколько бы министры не говорили об их востребованности, а казахи не хотят быть слесарями, сварщиками и малярами. И не потому, что «крутые» или «ленивые», а потому, что все эти рабочие специальности социально уязвимые, имеющие довольно низкий «потолок» – во-первых, много не заработаешь, вовторых, трудно найти постоянное место работы. В итоге перспектив для себя в этом направлении молодежь не видит. Равно как не видит их в предпринимаемых сегодня попытках затянуть ее в северные регионы Казахстана и малые города. В итоге молодые люди в поисках стабильности толпами идут на госслужбу. Более независимые мечтают выучить английский, и оказаться хоть в Южной Корее, хоть в Эмиратах, и там строить свое счастье, - резюмировал он.