Два политических события в ФРГ вызвали в последнее время особую тревогу либерально настроенной общественности. Что особенно интересно: каждое из них связано с персонами, когда-то проживавшими в Казахстане, а затем переехавшими на свою историческую родину.
“Неуловимый Джо” маскируется под паиньку
У иных газетных обозревателей сложилось мнение: последыши Гитлера смахивают в современной Германии на ковбоя из “бородатого” анекдота. Их, мол, не могут поймать, потому что они на фиг кому нужны.
В действительности же все гораздо сложнее и неоднозначнее. Наш еженедельник уже анализировал причины “ползучей экспансии” националистов, сумевших занять пару десятков мест в некоторых законодательных собраниях, ландтагах Восточной Германии.
Вся сложность в том, что главный источник неонацистской заразы – вполне легальная Национал-демократическая партия Германии (NPD). С чисто формальной стороны к ней придраться трудно. Просто “патриоты своей страны” – и все тут.
Но полиция и БНД, специальное контрразведывательное ведомство по охране Конституции, хорошо знают, что кроется за пафосными декларациями. И вот уже добрый десяток лет собирают для суда доказательства экстремистской, подрывной, антигосударственной деятельности этой структуры.
Показательны на этот счет аресты, проведенные накануне первого мая в федеральной земле Шлезвиг-Гольдштейн. Основной удар там был нанесен по так называемой “Антисемитской ячейке”, формально к NPD не относящейся, но основные идеи неонацистов разделяющей.
Синхронные обыски ранним утром полиция города Киля провела в жилищах самых активных членов молодежной группировки. Те собирались в День солидарности трудящихся пройтись по улицам портового города с транспарантами, проклинающими нынешнее “сионистское правительство ФРГ”.
Было изъято несколько десятков килограммов брошюр и листовок. Их содержание, по заключению специалистов из БНД, следует считать “подстрекательским и противозаконным”.
Руководителям “антисемитского движения” за “насаждение национальной розни” грозит тюремное заключение сроком до пяти лет.
Незадолго до этого суд запретил праворадикальную молодежную организацию “Верная родине немецкая молодежь”. Этому вердикту предшествовала еще одна масштабная спецоперация. Около сотни сотрудников МВД провели обыски сразу в нескольких федеральных землях.
Как сообщили мне в пресс-центре министерства: “Найдено внушительное количество подрывной литературы, символики времен Третьего рейха, планы дальнейших действий...”.
Подобные инструкции требуют от правых экстремистов “приспособиться к требованиям времени”. А именно: “как можно чаще и за счет движения разбивать летние лагеря отдыха для молодежи в живописных уголках республики”.
Именно такой кемпинг был не так давно обустроен в пределах частного владения одного зажиточного неонациста в регионе Мекленбург-Передняя Померания. До момента разгона этого сборища полицией функционеры “Верных...” пропагандировали там свои идеи, так сказать, исподволь: рок-концерты, дискотеки, спортивные состязания, туристские походы... Ну и по ходу – краткий экскурс в “великое нацистское прошлое” с пиаром достижений германского “эффективного менеджера” Шикльгрубера-Гитлера.
Внутренние инструкции NPD требуют обратить внимание и на внешний вид членов движения. Канули в прошлое кожаные куртки, заклепки, обувь военного образца, стриженные “под ноль” головы... Прилично одетые юноши и девушки для опознания единомышленников наклеивают на воротник или карман число “88”, обозначающее среди “своих” “Хайль Гитлер!”. Или же “14”. Что равнозначно количеству английских слов в лозунге неонацистского идеолога Дэвида Лейна: “Мы должны обеспечить существование нашего народа и будущее для белых детей”.
Мурлыканье на ухо неудачнику
Эксперты полагают: приобретение благообразного имиджа заметно облегчает неонацистам завоевание умов и душ наименее обустроенной части германского населения. Включая и некоторых переселенцев из Казахстана.
Седьмого июня страна разгромленного фашизма в очередной раз охнула от изумления: на выборах в местные органы самоуправления именно NPD просто триумфально прошлась по всей Восточной Германии.
В Саксонии, к примеру, новые наци увеличили число своих представителей ровно втрое. Там теперь аж 70 депутатов пока еще тайно, украдкой, приветствуют друг друга вскинутой рукой и возгласом “Хайль!”.
Членов Национал-демократической партии Германии в коммунах таких земель, как Саксония-Анхальт и Мекленбург-Передняя Померания, стало больше вчетверо!
А в Тюрингии, где всего пять лет назад во властные структуры не удалось пробраться даже единственному поклоннику бесноватого фюрера, теперь их уже 21.
– Коричневый зверек на мягких кошачьих лапках бесшумно проникает во все амбары бывшей ГДР, – сокрушенно признавался вашему корреспонденту проигравший выборы кандидат от социал-демократической партии. Этот 29-летний поэт из Дрездена даже в скучных политических вопросах не способен удержаться от цветистых метафор:
– Современный нацизм имеет шелковистую шерстку, у него вид совсем ручной, безобидный. Он мурлычет народу на ушко про высокооплачиваемую работу и обеспеченную семью. А именно этого у нас не хватает больше всего. Ведь восточные земли – это самый высокий процент безработицы по стране и рекордное количество разводов...
К тому же, как оказалось, соперники NPD явно поскупились в эту кризисную пору на эффективные пиар-акции. Опрометчиво посчитав: у немцев-де и без того крепка антинацистская прививка образца 1945 года.
Зато неонацисты со своими плакатами, листовками и брошюрами расстарались. Понимая, что им ничего не светит на западе страны, где в экономически процветающих регионах от правых радикальных движений на выборах разных уровней традиционно не проходит никто, эти шустрые ребятки расстарались вовсю в бывших владениях коммуниста и “большого друга советского народа” тов. Хонеккера.
Центральные улицы и людные места во всех населенных пунктах здесь еще совсем недавно были усеяны лозунгами, подозрительно смахивающими на призывы национал-социалистов перед выборами в рейхстаг 1933 года.
Вот девица в боксерских перчатках обещает законы жесткие и точные, как тренированный удар. А вот бросающееся в глаза и пронизывающее, как ток: “Иностранцев – вон!”. Лишь присмотревшись, замечаешь: NPD якобы ничего не имеет против законопослушных “ауслендеров”. Партия требует высылки из страны “всего лишь” иноземных нарушителей закона.
Нацисты точно нащупали болевую точку германского общества. Ведь, по официальным данным, уровень преступности среди мигрантов вдвое выше, чем среди коренного населения. На первом месте среди зарубежных преступников стоят турки. За ними – балканцы, поляки, итальянцы… “Криминальную пятерку” замыкают “русские” – так здесь называют всех, кто переместился в Германию с постсоветского пространства. Неважно, бывший ли казахстанец это, украинец или белорус. Главное для NPD – насколько сильно “аусзидлер” недоволен своей новой жизнью.
“Русский”, фашистом будешь?
Весной этого года в Дюссельдорфе на центральной площади собрались именно те, кого здесь называют “русскими”. Хотя в большинстве своем демонстранты представляли этнических немцев из Казахстана, по разным причинам не вписавшихся в требования новой для них жизни.
– В Петропавловске у меня была своя “шиномонтажка”, – дышал на меня густым перегаром небритый крепыш средних лет, назвавшийся Андреем. – А здесь я опоздал на работу в автомастерскую всего-то на пару часов. Ну, сам понимаешь, посидели вечерком хорошо... Девочки там, то да сё... А хозяин, сволочь, тут же нанял на мое место какого-то иранца.
Эти неудачники обижены в Германии на все: коренные их сторонятся, считая “людьми второго сорта”, переселенцев из других стран они сами не приемлют, считая их “низшей расой”. С немецким языком – напряженка. Соседи из числа местных демонстративно сторонятся. Брезгливо отказываясь распить “по маленькой” в парке на скамеечке...
Особенно много претензий у митингующих было к туркам, сербам, хорватам, румынам.
Именно они, по мнению некоторых озлобленных “казахендойче”, “отбирают работу у настоящих немцев”.
Один из таких “настоящих”, Клаус Кремер, возглавляет местную неонацистскую ячейку. Герр Кремер организовал данную демонстрацию с националистическим душком на пару с “нашим”. Неким Иоганном Тиссеном из рабочей группы “Русские немцы при NPD”.
На “русских” Национал-демократическая партия Германии сделала ставку и перед выборами в органы местного самоуправления таких городов, как Вупперталь и Дюрен. Там большинство кандидатов от неонацистов являлись переселенцами из Казахстана и Украины.
И уж совсем показательно то, что один из самых красноречивых ораторов NPD переехал в Германию тоже из наших краев. Зовут его Андрей Триллер. Свою политическую карьеру парень делает весьма успешно. Уже поднялся до члена правления общественного объединения “Русские немцы – консерваторы”…
Гёрлитц – Дрезден – Дюссельдорф – Вупперталь – Дюрен
Сергей ЗОЛОВКИН, Эмма ЧАЗОВА-ЗОЛОВКИНА (фото)