Катастрофа неминуема?

Урок не пошел впрок. Только в Восточном Казахстане имеется четыре плотины, которые на сегодня представляют собой гигантскую угрозу!

“Караван” не раз писал о деревянной(!) плотине Малоульбинского водохранилища – в 2008 году, в 2009-м...

Озеро расположено в горах, в полутора километрах выше Усть-Каменогорска. Объем – от 60 миллионов кубов (в малоснежные годы) до 80 миллионов. Ущелье, над которым плотина держит озеро, – крутой обрыв. Плотина – каменно-гравийная насыпь с деревянным экраном. Через год ей будет… 75 лет. За все это время сооружение, возведенное руками сталинских зеков, ни разу не видело капитального ремонта!

Десять лет назад началось ее явное разрушение – отслоились три пласта защитного экрана, провалился гребень, в каменную кладку хлынула вода. В прошлом году во время водолазного обследования в теле насыпи выявили дыры, в которые… засасывает огромные камни! В случае прорыва старого сооружения, по расчетам специалистов, на Усть-Каменогорск по ущелью обрушится сель мощностью 20 тысяч кубов в секунду! “Стопроцентный убийца для города”, – заключили гидротехники.

Повторимся, “Караван” писал об этом и в 2008-м, и в 2009-м. И что же? Только сегодня у чиновников пробудился интерес к аварийной плотине. Причем именно после трагедии в Алматинской области и слов Президента о необходимости проверить все находящиеся в частных руках водохранилища.

Смоет – не смоет?

Всего в Восточном Казахстане специалистами выявлено 125 территорий, которым грозит паводок. Высота снега в горах достигает шести метров! В Урджарском районе, например, на пути горных талых вод расположены два водохранилища – Егинсуское и Каракольское. Ниже них – шесть сел, десятки тысяч жителей. Егинсускому водохранилищу больше 30 лет. В каком состоянии его плотина, можно только гадать. В свое время строители при подсыпке гребня “похоронили” все контрольные датчики состояния сооружения. При этом водопропускные сооружения не работают, аварийный сброс при наступлении часа X невозможен.

Примерно такая же ситуация с Каракольским водохранилищем. Здешняя плотина вообще недостроена, аварийные водоспуски отсутствуют. Если весенняя грязь и мусор забьют так называемые прораны – водоотводящие пути, три урджарских села с населением 6 тысяч человек повторят судьбу Кызылагаша и Рассыпного.

В Зайсанском районе в свое время соорудили Уйденинское водохранилище. Объем – 75 миллионов кубов. Как признались областные власти, есть опасность, что в период паводка оно будет переполнено. В случае прорыва будет затоплено три села с населением около 3 тысяч человек.

Предупредить не успеют

Всего в области 83 водоема с дамбами и плотинами, 33 водохранилища. Десять гидросооружений (из 107) считаются бесхозными, 14 требуют капитального ремонта. Понятно, что это огромные затраты и работа не одного года. Подготовку к такому паводку, какой прогнозируют в области в этом году, начинать надо было хотя бы два-три года назад. Сейчас глава региона поручил взять под контроль все опасные участки. Чтобы в случае ЧС вовремя предупредить и эвакуировать людей.

Только вот вопрос. Кто и как будет мониторить, например, ту же плотину Малоульбинского водохранилища, которая окружена снегом глубиной 4–6 метров? Кто предупредит устькаменогорцев о надвигающемся селе, если до ближайшей сторожки – девять километров, а до Риддера – восемьдесят?

“В случае потенциальной угрозы – никто, – грустно констатируют специалисты. – Вряд ли кто-то вовремя узнает, что плотину прорвало и на областной центр движется цунами”.

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Восточно-Казахстанская область