Катание на льду

Прорезиненная скорость

Решил наконец сменить резину? Давно пора! Прогуливаясь вдоль стеллажей с резиной, нелишне обратить внимание на индекс скорости – максимальное значение скорости, при котором разрешается эксплуатация резины. Число зашифровано в букве латинского алфавита на боковине. Так, литера L означает “не быстрее 120 км/ч”, N – “не больше 140 км/ч”, Q устанавливает потолок в 160 км/ч, T – в 190 км/ч и так далее. Правда, резина с индексом ниже Q сейчас почти не встречается. Но если тебе попалась “глубоко б/у”, то будь осторожен. Из Европы к нам часто привозят старую резину с небольшим индексом скорости.

Покупать зимние шины с очень большим индексом не имеет смысла: все равно зимой сильно не разгонишься, а разница в цене для одной и той же модели с разными индексами может быть очень существенной. А вот если берешь “всесезонку”, то имеет смысл обратить внимание. Продавцы шин рекомендуют двигаться со скоростью, которая на 10 процентов меньше обозначенной в индексе, хотя кратковременное превышение этого порога (например, при обгоне) вполне безопасно.

Зимой тебе большая скорость не понадобится, а вот деньги можешь сэкономить. Выбирай известных производителей, которым доверяешь, или тех, что посоветовали друзья (проверив на собственном опыте).

Чем дороже?

Если финансы ограничены, лучше выбрать что-нибудь импортное, но не свежего модельного года. За последние достижения разработчиков шин приходится сильно переплачивать, в то время как по соотношению цены и качества резина предыдущего поколения может оказаться не хуже.

Если уж ты выбрал шипованную резину, то экономить за счет установки шипов только на ведущие колеса, по убеждению экспертов, нельзя ни в коем случае. Еще опаснее ставить на одну ось шиповку, а на другую летнюю резину: разные коэффициенты сцепления колес – верный путь к заносу.

Кстати: после покупки шипованной резины специалисты настоятельно рекомендуют “обкатать” ее. Ведь прежде чем подвергнуться серьезным нагрузкам, шипы должны притереться, закрепиться в протекторе. Поэтому первые 200 километров на свежей резине лучше не разгоняться быстрее 70–80 км/ч, постараться не тормозить и не разгоняться слишком резко.

Тормози!

Два золотых зимних правила автомобилиста: держать дистанцию и правильно тормозить.

При движении зимой очень важно предварительно оценить требуемый тормозной путь и затем попеременно тормозить двигателем и педалью тормоза. Торможение должно быть постепенным для предотвращения блокировки колес, которая может вызвать неуправляемый занос автомобиля.

В случае блокировки колес и заноса отпусти педаль тормоза для восстановления силы сцепления и затем постепенно нажимай на нее, продолжая использовать торможение двигателем. Для снижения риска блокировки колес при движении под уклон выбирай более низкую передачу по сравнению с той, что ты используешь при движении по сухой дороге.

Если твоя машина с КПП-автоматом, торможение двигателем будет, как на “механике”, если ты переключишься последовательно с “D” на “3”, “2”, “1”. Только правильно выбери передачу соответственно скорости. Если КПП еще более “продвинута” и у тебя “типтроник”, то смело переходи на “механику”, особенно при торможении с крутого спуска.

Для того чтобы овладеть этим искусством вполне, потренируйся на безопасном месте. И помни, что у каждой модели автомобиля свои особенности в торможении и поведении на гололеде. Они зависят от массы, загруженности, индивидуальных характеристик конкретной модели. Поэтому каждый свой автомобиль испытывай сам, не руководствуйся прошлым опытом или советами друзей.

Выехал утром, почувствовал гололед – выбери безопасный момент и примени торможение на грани экстренного. Делая так постоянно, будешь знать, как поведет себя машина в экстремальной ситуации. Проверяй сцепление с дорогой.

И помни: самый опасный гололед – перед перекрестками и остановками общественного транспорта.

Искусство тронуться

Правильно тронуться с места на полном гололеде – это тоже искусство.

Если у тебя в машине современный “автомат” , то ничего особенного делать не надо – жми на кнопку зимнего режима (в разных моделях обозначена по-разному, но чаще как “Snow”). В этом случае машина тронется со второй передачи.

Когда этой кнопки нет – поставь рычаг на “двойку” и начинай движение. Но не обольщайся: даже на “зимнем режиме” не стоит жать на газ по-летнему, тут нет никакого волшебства. Просто делай все плавно, чувствуй машину. Если колеса пробуксуют, лед под ними станет еще зеркальнее, так что задача усложнится до поисков песка и лопаты.

Если ты уже благополучно едешь, то не забудь перед вхождением в поворот сбрасывать скорость – торможение должно быть по прямой линии. Для прохождения поворота вращай руль с постоянным и плавным усилием, чтобы управляемые колеса не проскользнули и ты не потерял контроль над машиной.

Непосредственно в повороте скорость должна быть небольшой и постоянной для сохранения равновесия автомобиля. При появлении признаков отсутствия реакции автомобиля на рулевое управление снижай скорость, подняв ногу с педали газа. Слегка нажми на тормоз, не допуская блокировки колес. При потере управляемости задних колес нажми на газ для восстановления равновесия автомобиля. Ни в коем случае не тормози, ведь это вызовет “срыв” заднего моста.

Принципы выхода из заноса различны для заднеприводных, переднеприводных и полноприводных машин. Чтобы научиться навыкам выхода из сложных ситуаций, попробуй их спрогнозировать на безопасном месте. Пускай машину в управляемый занос, пробуй, тормози “в пол”, газуй – изучай поведение своего “железного друга” заранее, и он не подведет тебя, когда это потребуется по-настоящему.

Алексей МОТОРНЫЙ