Остальные 6 000 ресурсов продолжают свой путь во Всемирной паутине, которая в одних странах уже стала настоящей мега-индустрией со своей инфраструктурой и экономикой, в других - пока еще держится на энтузиазме продвинутых личностей. Казнет, по признанию специалистов, индустрией пока еще не стал, но продвинутых личностей здесь уже настолько много, что их проекты уже 7-й год подряд с пристальным интересом рассматривают эксперты национальной интернет-премии Award.kz.
Конкурс отбора лучших проектов в Казнете, ставший уже доброй традицией, проходит поэтапно - от приема заявок до отбора компетентным жюри списка номинантов по разным критериям, в числе которых функциональность, дизайн, наполнение ресурса. "На первом этапе, подразумевающим сбор заявок, члены жюри сразу же начинают отсев участников. В этом году по различным причинам из 955 заявок для участия в конкурсе 100 было отсеяно сразу, - комментирует результаты премии Александр Ляхов, сопредседатель Оргкомитета Award.kz. - На втором этапе жюри делало более расширенный список номинантов, оставляя в каждой из 10 номинаций по 10-12 участников. На третьем этапе все отобранные участники, а их было уже порядка 150, получали оценки по разным критериям - от дизайна до навигации. На заключительном, 4-м этапе, моменте определения победителей и призеров, шла расстановка номинантов по местам согласно набранным баллам".
"Самое ключевое, что получает победитель конкурса - это PR. Мы не вручаем победителям каких-то денег, у нас самих их не так много, - признается Константин Горожанкин, директор ОФ "Национальная интернет-премия Award.kz", - но мы делаем все возможное, чтобы победители нашли спонсоров. Спонсоры нашего конкурса уже по своему желанию дарили именные сертификаты и другие ценные подарки, в частности, способствующие продвижению рекламы ресурса в различных соцсетях".
Эксперт отмечает, что по наблюдению организаторов премии, ежегодно замечается одна и та же тенденция, согласно которой более 70% сайтов, участвующих в конкурсе - молодые ресурсы, созданные в текущем году. "Это происходит потому, что у нас пока еще недостаточно денег и многие ресурсы создаются буквально на голом энтузиазме группы людей. Практика показала - энтузиазм без денег живет в среднем 1 год", - подчеркивает Константин Горожанкин, по признанию которого, конкурс на протяжении 7 лет своего существования позволяет владельцам сайтов удерживать интерес к поддержанию своего ресурса. "Потому что когда тебя признают на национальном уровне, это дает повод для энтузиазма как минимум еще на год. А если за это время появляется спонсор, то проект может жить довольно долго", - добавляет он.
По признанию Александра Ольшанского, украинского эксперта и по совместительству председателя жюри нынешней премии, ситуация на его родине несколько иная. "На Украине Интернет все-таки уже превратился в индустрию, рынок со своими правилами и деньгами, - говорит он, поясняя, какие инструменты необходимы для развития краевого сегмента всемирной паутины. - Чтобы Казнету стать индустрией, нужны деньги. Нужно время, чтобы развитие Казнета вышло на новый уровень, нужны пользователи. Несмотря на сложную географию Казахстана с большой протяженностью, я понимаю, что процесс прокладки Интернета у вас все же идет, и на мой взгляд, не так уж и плохо". Эксперт прогнозирует, что в будущем количество пользователей Казнета будет увеличиваться, а вместе с этим будет увеличиваться и потенциал рекламной сети.
"По моему мнению, вся Интернет-индустрия - отражение рекламного рынка. Но этот процесс даже у нас пока еще находится в зачаточном состоянии, потому что если сравнивать рекламный бюджет того же Рунета, то там речь идет чуть ли не о миллиардах долларов, а на Украине - порядка 20-30 миллионов". По словам эксперта, если процесс уже получил свое развитие, то мировой опыт доказывает, что он уже не остановится. Однако спрогнозировать, как именно будет развиваться Интернет в будущем практически невозможно. Межу тем, согласно развитию экономического рынка Интернет, сегмент всемирной паутины США опережает Рунет по своему развитию на 4-5 лет минимум. А в Англии, по подсчетам специалистов, Интернет стал даже более привлекателен для рекламодателей, чем телевидение.
Между тем, по признанию Александра Ляхова, эволюция игроков Казнета и участников премии очевидна. "Должен заметить, что сегодня, в отличие от предыдущих лет, сильно расширился ассортимент самих ресурсов. Делать хорошие сайты и продвигать их на рынке в Казахстане уже умеют многие. Ведь не всегда для хорошего проекта нужны очень большие деньги, они - не самое главное. Важны здесь и любовь к своему проекту и желание в дальнейшем развивать ресурс", - поясняет эксперт.
Стоит отметить, что в этом году "За вклад в развитие Казнета" была вручена награда премьер-министру страны Кариму Масимову и компании АО "Казахтелеком". На удивленный вопрос журналистов относительно вклада Карима Масимова в развитие Казнета, Константин Горожанский ответил, что премия премьер-министру была вручена "по совокупности заслуг". "В частности за то, что с каждым годом сайт электронного правительства Казахстана все ближе приближается к тому, каким этот ресурс должен быть в идеале. За этим порталом уже появился ряд услуг, которые уже сегодня можно получать посредством Интернета, - пояснил он. - Кроме того, лично моя первая реакция на заявление премьер-министра страны о том, что чиновникам необходимо завести свой блог и отвечать в нем на вопросы населения, была примерно следующей: "Это очередная профанация", - сказал себе я в полной уверенности, что все спустя месяца два благополучно забудут об этой идее. Но когда премьер почти на каждом заседании стал говорить о том, что ему в блоге задали такой-то вопрос и он просит ответить на него такого-то министра, мое мнение поменялось".
Однако понятие "блог" для разных людей разное. На взгляд Александра Ляхова, у казахстанских чиновников при создании их персональных страничек произошло определенное смещение понятий. "Они не являются блогами в своем классическом понимании, а представляют собой страницу "Вопрос-ответ", - комментирует известный специалист Казнета. - Но, на мой взгляд, что делается, пишется, показывается о и в Казнете, все идет нам только в плюс. Потому, когда премьер-министр поднял вопрос о том, чтобы каждый чиновник завел свой блог, и люди об этом заговорили буквально везде, мы решили, что данный факт нужно отметить. Ведь если заявления о необходимости развития электронного правительства, Казнета в целом, поступают "сверху", они сразу начинает тиражироваться. Так, с легкой руки Масимова, слово "блог" стало массовым, и это явление в какой-то степени сблизило народ и чиновников".