Каспийский диалог о главном

Она становится главным форумом экспертов прикаспийских государств для обсуждения и предложения политикам решения существующих проблем в регионе Каспия, начиная от вопросов безопасности и заканчивая режимом рыболовства и сохранности биоресурсов.
Марат Шайхутдинов, Директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, заметил, что, основным актуальным вопросом сейчас является недопущение усиления политической напряженности в прикаспийском регионе иначе: "трудно будет говорить о тех тематических проблемах, которым наши коллеги в большей степени посвятили первый и второй "Каспийский диалог".
- Этот регион в мировой истории и политике играл особую роль, связывая в единое экономическое и культурное целое, удаленные друг от друга страны и народы. Но в то же время его географическое положение и природные ресурсы создают не только явные преимущества, но и определенное неудобство, вызывая стремление у крупных государств взять их под свой контроль, - заметил г-н Шайхутдинов.
Усугубляет проблемную политическую ситуацию на Каспии и то, что 5 прибрежных государств до сих пор не готовы оформить международно-правовой статус Каспия. Что создает немало сложностей для освоения природных богатств водоема.
Хотя все пять стран декларируют желание ускорить процесс завершения разработки и принятия основной концепции правового статуса Каспийского моря, переговоры идут очень медленно. А регион, тем временем, все больше вовлекается в конфликт интересов влиятельных глобальных и региональных игроков. И многие вопросы, особенно касающиеся разработки энергетических ресурсов, подвергаются сильной политизации.
- Буквально каждый шаг прикаспийских государств в сфере добычи и транспортировки углеводородов рассматривается сквозь призму борьбы между великими державами, - заметил г-н Шайхутдинов.
Есть и глобальные политические проблемы, которые могут иметь непосредственное влияние на каспийский регион. Например, трудно представить последствия для будущности прикаспийских стран, если США и их союзники попробуют силовыми методами "решить" иранскую атомную проблему.
"Холодным душем" для многих политиков и наблюдателей стали и события августа этого года в Южной Осетии. Хотя данный регион не имеет прямого выхода к Каспийскому морю, но все Закавказье настолько невелико географически, что любой военно-политический эксцесс в нем "бросает тень" и на Прикаспий.
Аналогичный кризис может стать поводом для нового витка гонки вооружений в региональном масштабе, что нанесет серьезный удар по демилитаризации Каспия, которую ряд лет отстаивает Казахстан.
Война в Южной Осетии и все связанные с ней события ставят серьезную проблему и экономического плана, наиболее актуальную для Казахстана: вопросы инвестиций для разработки углеводородных ресурсов шельфа моря. Эта тема - главная для всех стран, но для Казахстана особенно. У берегов Азербайджана нефть уже разрабатывается, у российских нефтедобыча начнется со следующего года.
Туркмения и Иран пока далеки от разработки своих шельфовых ресурсов, так как имеют серьезные запасы нефти и газа на других своих территориях. Только у Казахстана среди всех прикаспийских государств все основные надежды связаны с разработкой ресурсов шельфа.
Естественно, что у самой страны нет на это адекватных финансовых инвестиций, а желающие дать их будут теперь намного осторожнее, просчитывая политические риски. В том числе, и риск возможной войны в Закавказье.
Хотя нельзя не упомянуть, что в регионе есть серьезный прецедент достижения компромисса, причем по очень сложному вопросу и даже не двумя, а сразу тремя странами. Речь идет о договоренности по разграничению дна и принципах разработки нефтегазовых ресурсов на нем, которую достигли в свое время Казахстан, Россия и Азербайджан.
В принципе, этот опыт мог бы быть экстраполирован и на азербайджанско-туркменские споры по разграничению на шельфе, и на иранско-азербайджанские, которые стали причиной единственного, пока, на всем Каспии примера использования военной силы.