Многие политические лидеры стали осознавать, что сегодня, как никогда, необходима отработка единых, слаженных действий подразделений антитеррора стран Содружества.
Следствием этого стало проведение 17-18 августа 2005 года в международном морском порту Актау совместных командно-штабных учений "Каспий-Антитеррор-2005" с участием спецслужб России, Казахстана и Украины.
От Казахстана в учениях приняли участие подразделения, входящие в состав:
- пограничной службы;
- департаментов внутренних дел;
- департаментов по чрезвычайным ситуациям Мангистауской области;
- Комитета внутренних войск МВД;
- Комитета Национальной безопасности.
В качестве наблюдателей присутствовали руководители исполнительных органов и спецслужб СНГ, представители региональных антитеррористических структур и органов безопасности стран дальнего зарубежья.
Стоит отметить, что учения проводились под эгидой антитеррористического центра (АТЦ) СНГ.
Целью тренировки являлась "практическая отработка совместных действий по пресечению диверсионно-террористических акций на объектах морской инфраструктуры и освобождению заложников".
При этом учения проводились в рамках сбора руководящего состава антитеррористических подразделений государств-участников СНГ.
По словам представителя АТЦ, по замыслу учений на начальном этапе отрабатывались вопросы организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий по преследованию террористов.
На втором этапе учений группа "террористов" в Актауском международном морском порту условно захватила административное здание, а также нефтеналивные резервуары и судно с нефтепродуктами вместе с командой и пассажирами. При этом "террористы" выдвинули ряд требований, среди которых - прекращение переговорного процесса по определению правового статуса Каспия.
Согласно плану учений, для ликвидации террористической угрозы был сформирован оперативный штаб. К операции по нейтрализации "террористов" были привлечены подразделения КНБ Казахстана и отряд специального назначения ФСБ России.
Третий этап учений был направлен на "ликвидацию последствий теракта". К выполнению этой задачи подключились подразделения МЧС Казахстана.
Оценки наблюдателей за ходом данных учений в очередной раз показали, что спецподразделения Казахстана, России и Украины "держат форму".
В тоже время невольно хочется конструктивно покритиковать разработанный сценарий, использованный в данных учениях.
Итак, первое. Если ознакомиться с действиями террористических организаций за последние несколько лет, то становится очевидным, что они направляют свои операции на гражданское население для того, чтобы использовать теракт, в качестве события, способного вызвать резонанс не только в государственных кабинетах, но и среди широких слоев населения.
В случае захвата судна с нефтепродуктами и малым количеством людей на борту подобная акция больше напоминает действия морских пиратов, нежели террористов.
Второе. Никакого террориста, кроме смертника, не заманишь на судно, которое потенциально служит мишенью для спецподразделений. Здесь стоит рассматривать психологический аспект, в соответствии с которым поведение террориста-смертника не носит выжидательный характер, а будет направлено на достижение цели (что в данном случае - взрыв судна). А террорист, который хочет и в дальнейшем продолжать свою деятельность после операции, не будет рисковать собой, оставаясь практически один на один с обученными бойцами спецподразделений. Вполне вероятно, что здесь был бы более реальным сценарий минирования судна. Далее. Принимая во внимание удаленность корабля от мест массового скопления людей, возможный взрыв унесет жизнь всех находящихся на борту, потопит судно, а при его месторасположении вблизи порта - нанесет ущерб инфраструктуре порта.
И как это не цинично звучит - "и все". То есть эффект, которого бы достиг подрыв данного судна обсуждался бы, разумеется, в кабинетах, но не стал предметом разговоров среди людей (так как жертв мало, ущерб направлен только в сторону нефтедобывающей компании "…у которой и так денег много, надо будет и еще купит…").
Третье. Бесспорно, что захват административного здания в порту является событием, привлекающим внимание. Но, административное здание находится в далеком Актау, не в Астане и даже не в Алматы, не говоря о Шымкенте. Как часто и как много граждане Казахстана бывают в этом порту - говорить не приходится. Поэтому, учитывая психологический аспект восприятия произошедшего события, люди в большинстве своем при ознакомлении с данной новостью будут воспринимать ее в целом как теракт, который произошел не в Казахстане, а где-то там, в соседнем государстве, но не здесь, не рядом с ними.
И, наконец, четвертое. В Казахстане почти каждый второй знает, что в Актау находится порт, через который проходит нефтяной транспортный поток. Поэтому любой взрыв танкера, судна, административного здания будет восприниматься как возможная борьба между нефтяными компаниями, которые могут себе позволить за получаемую сверхприбыль начать борьбу с использованием нетрадиционных методов.
В этом случае общественный резонанс может быть направлен в совершенно другом направлении, нежели то, которое планировали "потенциальные террористы".
Основной акцент в проведении своих операций террористические организации делают на общественный резонанс. Даже при условии эффектно проведенного теракта, если общественный резонанс будет направлен в другое русло или вообще не проявится, подобная операция считается провалом.
Статистика показывает, что теракты в большинстве своем совершаются в людных местах, где есть условия для террористов достичь своей цели и по возможности без потерь ретироваться с места событий.
Конечно, существует вероятность того, что террористические организации (как это бывает в Чечне с подрывом второстепенных веток трубопровода) могут использовать и сценарий, предложенный учением "Каспий-Антитеррор-2005".
Но история показывает, что большинство террористических актов происходят в городах, в местах массового скопления людей. И в этом случае целесообразнее в недалеком будущем спланировать и провести антитеррористическое учение в одном из городов России, Казахстана или Украины.
Только тогда можно будет говорить о координации действий различных подразделений, представляющих разные государства и объединенных одной целью.