Вопрос по поводу смены оператора проекта поднимается с завидной регулярностью. С одной стороны, существуют объективные причины того, что итальянская Eni никак не может обеспечить запуск месторождения в промышленную разработку.
Этот блок вопросов касается затрудненного доступа к нефти, климатическими условиями разработки и темпами удорожания проекта, жестко привязанными к темпам удорожания оборудования и механизмов.
С другой стороны, имеются вполне объективные причины того, что оператор не спешит с разработкой месторождения. Здесь вопросы упираются в схему доставки нефти на мировой рынок, желание Казахстана увеличить свою долю в проекте и неясными перспективами по инвестиционным вложениям. Как любая коммерческая структура, Eni боится прогадать и не получить ту долю дивидендов, на которую рассчитывает.
ДОСЬЕ:
Кашаган - месторождение нефти, расположенное на севере Каспийского моря (Казахстан). Открыто летом 2000 года скважиной "Восток-1".
Одно из самых крупных месторождений в мире, открытых за последние 30 лет, с геологическими запасами нефти в объеме 4,8 миллиарда тонн.
Разработка месторождения ведется в сложных геологических условиях: шельфовая зона, большие глубины залегания (до 5500 метров), высокое пластовое давление (80 МПа), высокое содержание сероводорода (до 19 процентов).
Начало промышленной добычи неоднократно переносилось, в настоящий момент обсуждается 2011 год.
Компании-партнеры по проекту "Кашаган": Eni (единый оператор Северо-Каспийского проекта), Total, ExxonMobil, Royal Dutch Shell имеют по 18,52 процента доли участия, ConocoPhillips - 9,26 процента, Inpex и КазМунайГаз - по 8,33 процента.
Казахстанское правительство недовольно работой итальянской ENI в качестве оператора крупнейшего нефтяного проекта страны Кашаган.
Об этом недавно заявил премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Чтобы понять, почему Астана такое пристальное внимание придает запуску Кашагана, достаточно посмотреть, какие надежды связывала страна с месторождением. Поводом для недовольства стала новая смета расходов, представленная оператором на разработку шельфового месторождения, согласно которой сумма затрат увеличивается с 57 миллиардов долларов до 136. Вместе с тем старт промышленной добычи переносится с 2008 до 2010 года. Все это не может не беспокоить казахстанские власти.
Во-первых, увеличение сметы расходов означает продление сроков получения реальной прибыли с Кашагана. Во-вторых, любое увеличение сметы означает, что консорциум, куда входит и национальная компания "КазМунайГаз", наращивает внешний долг. Это негативный фактор, который может сказаться на конечной доходности проекта.
В-третьих, Казахстану необходимо как можно раньше иметь существенные запасы нефти, чтобы активно включиться в проекты, рассматриваемые Европейским Союзом (Транскаспийский нефтепровод), США (Баку-Тбилиси-Джейхан) и Россией (Бургас-Александруполис, увеличение мощностей КТК и нефтепровода Атырау-Самара).
История вопроса
По большому счету, это не первый случай, когда оператор проекта итальянская Eni оказалась под угрозой вывода из консорциума. В начале прошлого года ее уже пытались лишить операторских функций. Тогда американцы и французы, входящие в консорциум, были готовы заменить итальянцев.
Как тогда следовало из сообщений прессы, участники международного консорциума Agip KCO по разработке крупнейшего в мире нефтяного месторождения Кашаган в Казахстане обсуждали возможность смены единого оператора. За счет смены управляющего они рассчитывают ускорить наполнение казахской нефтью азербайджано-грузино-турецкого трубопровода.
Вообще, особого единства в консорциуме никогда не было. Год назад разгорелась острая дискуссия между итальянской компанией Agip, входящей в концерн Eni, французской Total, англо-голландской Shell и американскими компаниями ExxonMobil и ConocoPhillips.
По мнению партнеров, Agip KCO провалила проект опытно-промышленной разработки (ОПР) Кашагана, в результате чего акционерам 28 февраля 2006 года пришлось увеличить стоимость ОПР на 5 миллиардов долларов - с 9,8 миллиарда долларов капитальных расходов до 14,8 миллиарда.
Итальянцы, между тем, сохраняли хладнокровие. "Тому есть ряд причин, - сказал тогда журналистам глава Eni Паоло Скарони. - Масштаб проекта и курс доллара изменились".
При этом наиболее серьезные претензии участников консорциума вызывало распределение подрядов в рамках ОПР Кашагана, львиную долю которых получили итальянские компании, являющиеся структурными подразделениями концерна Eni, такими же, как единый оператор проекта - компания Agip.
Первые сомнения в реализации плана по срокам появились у специалистов Agip KCO в январе 2005 года. Паоло Скарони заявил тогда, что сроки начала добычи на месторождении сдвинутся с 2008 на 2009 год. Изначально дата начала опытно-промышленной разработки Кашаганского месторождения была определена на середину 2005 года. Но у Agip KCO возникли финансовые и технические сложности с реализацией этого проекта, и срок добычи первой пробной партии кашаганской нефти решением совета партнеров был перенесен на 2007-2008 годы.
Интересы сторон
С одной стороны, Казахстан нужны запасы свободной нефти. Европейский Союз собирается снизить энергетическую зависимость от России, и ее инициативы по Транскаспийскому нефтепроводу вполне могут осуществиться. Конечно, не скоро, хотя можно предполагать, что в обозримой перспективе. США, пролоббировав строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, также надеются на каспийскую нефть Казахстана. Вопрос по наполнению трубы азербайджанской нефтью не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд. В случае, если у Баку нефти не хватит, то единственным выходом для американцев станет казахстанская нефть. Дело еще и в том, что Eni, ConocoPhillips, Inрex и Total, участвующие в контракте на разработку месторождения Кашаган, являются также акционерами нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и очень заинтересованы в том, чтобы казахстанская нефть как можно скорее пошла по трубопроводу.
За счет Кашагана и освоения других каспийских блоков Казахстан рассчитывает утроить добычу нефти до 150 миллионов тонн ежегодно (3,5 миллиона баррелей в сутки) к 2015 году, войдя в десятку крупнейших нефтедобывающих стран.
По официальным прогнозам, добыча нефти в Казахстане в 2006 году составила 62-63 миллиона тонн и вырастет до 64-65 миллионов тонн в 2007 году. В 2008 году этот показатель ожидается на уровне примерно 75 миллионов тонн, в 2010 - немногим меньше 100 миллионов тонн.
С другой стороны, не зря американская и французская стороны консорциума поднимали еще в 2006 году вопрос о смене оператора. Тогда претендентами на операторство выступали американская ExxonMobil и французская Total, у которых есть на это наибольшие шансы.
История с Кашаганом напоминает толстый незавершенный роман. Если взглянуть на проблему со стороны, начинаешь понимать, что кроме экономических или технических проблем, существуют проблемы геополитические.
Они толкают Астану к более жесткой позиции по проекту освоения месторождения. С другой стороны, участники консорциума руководствуются в этом деле мотивами в большей мере экономическими. Если не считать "КазМунайГаза", все остальные дольщики - международные транснациональные корпорации, которых вопрос экономической целесообразности волнует в первую очередь.
Налицо столкновение интересов государства и бизнеса, и как все в конечном счете разрешится, пока неясно.