Карт-бланш для "300 спартанцев". Как в Алматы кошмарили бизнес

По словам главы комитета, его сотрудники выявляли нарушения налогового и таможенного законодательства.

– По состоянию на 1 сентяб-ря 2015 года, в результате работы “300 спартанцев” в Алматы в бюджет сверх плана поступило 52 миллиарда тенге, в том числе 39 миллиардов – в республиканский бюджет и 13 миллиардов – в местный. Работа продолжается, – сообщил Ергожин.

“КАРАВАНУ” стало известно, как собирались эти деньги: в редакцию газеты обратился один из предпринимателей, чья компания тоже была затронута налоговой проверкой. Далее рассказ будет идти от первого лица – бухгалтера этого ТОО Светланы М.

– Сама проверка началась 10 июля. Нас, бухгалтеров проверяемых предприятий, собрали на совещание в городской налоговой и объявили о начале хронометража. Под него попали не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, работающие с Китаем. Потом так же будут проверять тех, кто работает с Эмиратами и Турцией. Сразу же предупредили, что страшного в этой проверке ничего нет, нужно только собирать все документы, которые нам скажут.

Тут же на месте был выдан перечень документов, по которым нам придется отчитываться. В перечень вошли все договоры и контракты, данные по кассе банка, оборотно-сальдовая ведомость, штатное расписание.

Первый раз проверяющие появились 15 июля: к нам пришел китайский груз. Пришли два налоговика, представились, выдали предписание и сопровождающие документы. Оказалось, что сами проверяющие – это сотрудники департамента госдоходов по Кызылординской области. Ориентированы на поиск незадекларированного ширпотреба, поэтому у нас для них работы было мало – мы больше сервисная компания и продаем лишь сопутствующие товары. Товары эти технологичные и достаточно дорогие, поэтому проверка прошла быстро. Проблем с бухгалтерской отчетностью у нас нет. Тут я могу поручиться, все-таки больше 20 лет работаю.

Больше мы этих проверяющих не видели. Что им у нас делать? Правда, потом к нам приходили сотрудники службы безопасности налогового комитета. Интересовались, приходят ли уполномоченные лица, не вымогают ли чего? Я уж, чтобы скандалов не было, сказала, что приходят, ничего не вымогают. А что я еще могу сказать?

После этого начались проблемы. Куратор проверяющих – старший специалист ДГД Актюбинской области – такой работой подчиненных была недовольна. Наверное, с нее требовали получить конкретную сумму налогов. Поэтому при первой же встрече куратор прямо сказала:

– Заплатите нам в бюджет миллион тенге.

И предложила варианты, как это можно сделать: или скорректировать отчет по корпоративному подоходному налогу (КПН), или сдать по  форме 300 – по НДС (налог на добавленную стоимость. – “КАРАВАН”). Получается, я должна или подделать свои же документы, или подставить каких-то своих поставщиков, причем ни мало ни много на 5 миллионов тенге.

Мы предложили заплатить КПН авансом за 2015 год. Но и этот вариант не устроил. Хорошо, попробовали снизить сумму выплаты хотя бы до 200 тысяч тенге. Мы можем это сделать, договориться с партнерами, объяснить нашу ситуацию. Но в ответ услышали:

– Да у нас ИП (индивидуальные предприниматели. – “КАРАВАН”) платят намного больше, а вы тут с такой компании не можете миллион найти.

Найти миллион мы не смогли. Получается, комитет по госдоходам “просит” нас нарушить закон, чтобы потом нас еще и оштрафовали. И пеню придется платить. 0,1 процента за день. А тут прошло 8 месяцев. Видимо, нас оштрафуют в конце проверки. Придраться можно всегда. Тут мы ничего поделать уже не можем. Но это будет не миллион.

“В наказание” нас завалили отчетами, которые мы должны предоставить налоговому комитету: все копии договоров по аренде, оплате услуг, мобильной связи, отчет по средней реализации предприятия с указанием данных покупателей. По ее требованию мы даже написали объяснительную, почему у предприятия произошел спад по реализации за последние два месяца работы.

Сотрудники КГД в открытую вынуждают предприятия платить лишние налоги. Пришла бухгалтер одного ТОО. Налоговики ей с ходу: “Вы неправильно оформили “незавершенку” за прошлый год”. Мол, нужно незавершенное строительство оформить как завершенное. Естественно, КПН увеличится. И сразу говорят, сколько нужно доплатить. Женщина в испуге хватает документы и идет пересдавать.

Или сидят три парня передо мной. Точно так им показывают некие ошибки в документах. Все встревоженные: “Что делать?!”. Добрые налоговики сразу предлагают доплатить нужную сумму налогов, обещая потом не придираться к исправленным документам.

Комментарий эксперта

– Недавно министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ сообщил, что за первое полугодие недобор налогов составил 40 процентов. В основном за счет сокращения импорта. Поэтому главной целью этой работы стало расширение налогооблагаемой базы. То есть взимать налоги со всех скрытых и потенциальных налогоплательщиков. В том числе с индивидуальных предпринимателей, так называемых “шопников”, – прокомментировал происходящее председатель Ассоциации таможенных брокеров Геннадий ШЕСТАКОВ. – Среди них легальных плательщиков налогов от силы несколько процентов. Я даже не могу сказать, что их процентов 10. Чтобы эту категорию сократить, и предпринимаются меры.

С другой стороны, товарооборот, который проходит мимо кассы, оценивается от 4 до 8 миллиардов долларов. Это как раз товар из Китая, Турции и ОАЭ. Он вроде бы легализован, но лиц, которые платили бы налоги, нет. Исходя из этого налоговики просто поделили эту сумму на общее число неплательщиков налогов.

Бекежан КУНТАЕВ, начальник отдела по взаимодействию с госорганами НПП Алматы:

– В Алматы проверка департамента госдоходов шла по трем направлениям: таможенное и налоговое администрирование, служба экономических расследований.

Первоначально люди неместные допускали нарушения. Но после того как мы сообщали об этих нарушениях руководству, данная норма была полностью искоренена. После этого предприниматели не жаловались.

Было выписано более тысячи предписаний по хронометражному обследованию. Мы получили около 30 заявлений от пострадавших предпринимателей, после чего провели встречу с руководством департамента госдоходов и договорились, что проверки будут проводиться лишь в отношении реализаторов импорта. Производители, использующие импортные комплектующие, к данной проверке привлекаться не будут. Тем не менее от производителей снова стали поступать обращения о проверке налоговиков. В ответ мы провели общественные слушания уже с участием прокуратуры, после чего проверки на производственных предприятиях были отменены.

По поводу добровольно-принудительной сдачи отчетности ко мне подходили трое предпринимателей, мы отработали их обращения. Но, к сожалению, не знали всей информации – более тысячи предписаний не смогли отследить. Не каждый предприниматель обращался к нам за помощью, потому что люди боятся реакции налоговых органов.

Комментарий “КАРАВАНА”

Чтобы понять, почему такие проверки проходят в южной столице, достаточно посмотреть размер торговли: по данным комитета по статистике, на Алматы приходится половина всей оптовой торговли Казахстана и треть розничной. По сути, город является главным коридором, через который поступают импортные товары для всей страны. Неудивительно, что именно здесь и находится основная масса неплательщиков налогов.

 Другое дело, к чему может привести такое служебное рвение налоговиков? С одной стороны, уже началось сокращение всевозможных торговых компаний, которые работают в Алматы. Вероятно, это даже хорошо, так как пользы они не приносят никому, кроме себя. С другой – заниматься торговлей становится невыгодно. Судя по рассказу очевидца, налоговому комитету дан карт-бланш: лишь бы были собраны деньги. И методами его работы, похоже, никто не интересуется. А значит, эта работа становится полем для вымогательства и взяток.

Мы заранее признаемся, что проверить правдивость рассказа Светланы М. не в состоянии: в присутствии журналистов госслужащие становятся предельно корректными. Поэтому просим руководство комитета госдоходов: проверьте, как работают ваши сотрудники, ваши “300 спартанцев”. Насколько законны или хотя бы порядочны их методы? Слишком все это похоже на узаконенный рэкет лихих 90-х.

Алматы