Напомним, первый раз нынешний премьер возглавлял правительство с 2007 по 2012 год. Уже тогда стояла задача модернизации экономики. Все понимали, что нефтяное чудо страны не может продолжаться вечно, нужно создавать по-настоящему новую экономику, которая будет расти благодаря труду людей, а не природным богатствам.
Карим Масимов тогда сообщил о создании четырех рабочих групп, которые должны были выдать предложения по модернизации системы государственного управления. Была также представлена программа “30 корпоративных лидеров”:
– В целом я считаю, что документ получился хорошим. Важные вопросы, которые должны были прозвучать, я считаю, они прозвучали.
Задачами той программы были: помощь в создании конкурентоспособных производств несырьевого сектора, формирование благоприятной бизнес-среды, развитие индустриальной инфраструктуры. Но в декабре 2014 года в подготовленном правительством и Национальным банком плане совместных действий по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности признается, что “доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП снизилась с 11,8 процента в 2008 году до 10,7 процента по итогам первого полугодия 2014 года. Доля несырьевой продукции в структуре экспорта сократилась с 28 до 24 процентов в аналогичном периоде”. Фактически это признание провала программы “30 корпоративных лидеров”.
Еще одна попытка модернизации экономики – Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2014 годы. Причем о том, что на ее реализацию выделено более 1,6 триллиона тенге, сообщил сам Карим Масимов! Предполагалось, что программа позволит к 2014 году достичь следующих результатов: рост ВВП на 50 процентов от уровня 2008-го, повышение производительности труда на 50 процентов в обрабатывающем секторе, доведение доли несырьевого экспорта до 40 процентов... Почему же вновь не удалось добиться обещанного эффекта? По мнению ряда экономистов, основные причины – три: коррупция в стране, которая мешает любому проекту, упор на выпуск промышленной продукции, а не на производство потребительских товаров и нестабильное финансирование.
Еще один проект модернизации экономики, который также курировал Карим Масимов, затронул население за живое. Это программа модернизации ЖКХ на 2011–2020 годы, по которой государство выделяет за 10 лет 533 миллиарда тенге. Из них 160 миллиардов в виде кредитов населению – на ремонт многоквартирных домов и их утепление, модернизацию систем тепло-, электро- и газоснабжения. Даже было создано агентство по делам строительства и ЖКХ.
– Сделать нужно много, но появился свет в конце туннеля, – написал восторженно Карим Масимов на своей официальной странице в социальной сети после того, как на заседании кабинета министров был заслушан доклад о программе модернизации ЖКХ.
А затем вспыхнула серия скандалов вокруг ремонта жилья практически во всех городах страны. Как оказалось, строительные компании завышают стоимость своего труда, сами работы они проводят некачественно, теплоснабжающие организации не имеют тарифов для домов с пониженной теплоотдачей, а владельцы жилья не имеют права на выбор строительной компании, контроль за ее работой и расходованием средств. В итоге вместо снижения расходов жильцы оказались в долговой кабале.
В еще прежнее премьерство Карима Масимова он и его команда прославились тем, что выдавали на-гора всевозможные госпрограммы словно горячие пирожки продавали – тут и развитие социально-предпринимательских корпораций, и специальные экономические зоны, и модернизация ЖКХ, и программы “Питьевая вода” и “100 школ, 100 больниц” и продовольственные пояса Астаны и Алматы, и так далее и тому подобное.
Все эти программы, начатые кабинетом Масимова, сопровождались масштабными кражами бюджетных денег. И соответственно неисполнением самих программ. Как пример – заявление официального представителя финансовой полиции в феврале 2012 года:
– По фактам нарушения законности, допущенным в ходе реализации государственных программ, в 2010–2011 годах органами финансовой полиции возбуждено 262 уголовных дела, по которым ущерб государству составил свыше 2,2 миллиарда тенге. За указанный период в суд направлено 184 уголовных дела данной категории, на сегодняшний день осуждено 157 лиц.
В общем, модернизация – это дело, требующее серьезных вложений, а практика, к сожалению, показывает, что чиновники на местах порой не в силах избежать соблазна увести под шумок часть этих средств.