Кардан, ты - покойник!

Если бы экспрессивные выражения, которыми от души кроют водители наши дороги, волшебным образом материализовались и превратились в настоящее покрытие, то крепче его во всем свете было бы не сыскать. И большая экономия для государства бы вышла. К примеру, в этом году на текущий ремонт и содержание республиканских дорог предусмотрено 1,9 миллиарда бюджетных тенге. А, по мнению специалистов, требуется как минимум в 3 раза больше. Отдельная песня - ремонт капитальный, который должны финансировать местные власти, обреченные вечно кроить-перекраивать Тришкин кафтан. Чтобы жизнь медом не казалась, и ни на что никогда не хватало денег. Практика такова: различные департаменты представляют в акиматы сметы, клянчат и требуют, но акимат рассуждает логично: лучше понемногу, но всем. Помногу не получится, как ни пыхти. Вот, скажем, алматинский акимат изыскал на капремонт городских колдобин 1,3 миллиарда тенге. Но только для того, чтобы привести в божеский вид одну-единственную улицу (правда, длинную) - Толе би, департаменту благоустройства надобна едва ли не половина этой суммы. К слову, улица Толе би - одна из самых поминаемых недобрым словом автомобилистов Алматы. Не перестаю дивиться их мужеству и терпению, разъезжая то и дело по родному городу. За исключением буквально нескольких стратегических улиц, на всех остальных - причудливый рельеф. А чуть подальше от центра и вовсе начинается фигурное вождение. По данным ГАИ, в первом квартале нынешнего года по причине бездорожья произошло 86 ДТП.
Мучительная загадка: почему мостовые, мощеные еще при царизме угнетенным пролетариатом, служат веками, а наши латки требуется обновлять каждый год? Не успеют водилы насладиться гладью, как опять: то трещина, то яма, то бугор какой -то вскочит. Само собой, новое всегда легче построить, чем реставрировать старье. Подтверждение тому - трасса республиканского значения Астана - Алматы, должная прекратиться в хайвэй мирового класса. На ее реанимацию запланировано потратить больше 200 миллионов занятых долларов и 89 миллионов собственных тенге. Но сроки сдачи даже здесь хронически отодвигаются. Как можно развивать экономику без нормальной дорожной инфраструктуры - непонятно. Больные дороги - больное хозяйство.
Ночные трассы хороши только в песнях. В реальности романтики нет никакой - на наших просторах они опасны для жизни. Помимо "родных" асфальтовых ловушек свою сокрушительную лепту вносят и ремонтники, заранее наковыряв ям для последующего латания. Днем, проявив чудеса ловкости, их объезжают. Ну, а ночью - как получится. Терпелив и покорен наш водитель. Ни пикетов не устраивает, ни петиций в минтранском не шлет, требуя ответить, куда уходят деньги, аккуратно с него взимаемые в виде дорожного налога. Знай, крепче за баранку держится.
Да, беда в том, что живем мы в XXI веке, а ремонтируем все еще по-советски. Вот недавно случился в моем околотке праздник - начали ремонтировать многострадальную проезжую часть (дорога, немалый, кстати, поток машин несущая к выезду из города через частный сектор). Прибыла шумная техника, задымил гудрон. Что же первым делом предприняли оранжевые жилеты? Начали стучать во все ворота подряд и предлагать по сходной цене качественное асфальтирование дорог и дорожек в любом количестве и направлениях, потребных хозяевам. Надо полагать, из сэкономленного муниципального материала. Как известно, рисковые иноземцы, совершающие по планете вело- и мотопробеги с разнообразными целями, путь которых пролегает через казахстанскую территорию, в шоке от экзотических дорог. Особенно - провинциальных. Не одно, надо думать, сцепление полетело на кочках междугородних "трасс". Что ж, шок - это по-нашему.