Напомним, в прошлых номерах мы разбирали архиважную для собственников информацию: ни один из представителей естественных монополий на территории Казахстана не имеет права оказывать услуги и устанавливать правила для потребителей, как ему вздумается. Правительство в лице курирующего ведомства – министерства национальной экономики и индустрии – разрабатывает условия типовых договоров для каждого типа монопольной деятельности: для тепловиков – один вариант, для энергетиков – второй, а для холодной воды – свой, и так далее. Называется документ “Об утверждении типовых договоров на предоставляемые регулируемые коммунальные услуги (товары, работы), а также на иные предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы), относящиеся к сфере естественной монополии”, утвержден он приказом и. о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 266. Зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июня 2015 года № 11254.
Пишем так подробно, потому что в законодательной базе министерства юстиции это не единственный приказ, касающийся монополистов, их у нас тьма, и работают они в различных сферах. Напомним и самый точный источник юридической информации – сайт минюста adilet.zan.kz.
Добавим также, что имеется для них и закон, называется “О естественных монополиях”, он обязывает монополистов играть по типовым правилам.
Вот как об этом написано в ст. 26: “2. Субъект естественной монополии обязан: … 8) заключать в соответствии с типовыми договорами индивидуальные договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых услуг…”. Если будете искать закон в интернет-базе, то необходимо указывать дату его принятия – документ со схожим названием прекратил свое существование, а этот начал действовать с 1 января 2019 года – Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года № 204-VІ ЗРК. Вот на нем мы сегодня и остановимся подробнее.
Достопочтенная публика
Что сказать, не закон, а музыка для души собственника. Судите сами, хозяин собственности имеет право влиять на тарифную политику монополистов и контролировать их деятельность. Естественно, что происходит это не само по себе, желающему управлять необходимо внимательно следить за публикациями в местной газете типа “Вечерний Алматы” или “Вечерний Талдыкорган”, именно там обязаны разместить объявления о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, на которых и обсуждаются размеры тарифов. Причем должно происходить это мероприятие не раз в сто лет, а каждый раз, как только кто-нибудь из жирных котов захотел повысить тариф.
Смотрим, как об этом написано в ст. 15: “…13. Публичные слушания проводятся уполномоченным органом при утверждении тарифа не позднее чем за 30 календарных дней до утверждения тарифа, при утверждении тарифа в упрощенном порядке, а также в случаях, предусмотренных пп. 4), 6), 7), 8), 9) п. 1 ст. 22 настоящего закона, – не позднее чем за 10 календарных дней до утверждения тарифа. 14. Субъект естественной монополии обязан после опубликования в периодическом печатном издании объявления о дате и месте проведения публичных слушаний предоставить по требованию участников публичных слушаний проекты тарифа и тарифной сметы, информацию о причинах изменения тарифа с экономически обоснованными расчетами”.
Обращу ваше внимание на последний пункт: монополист обязан предоставить любому собственнику, пожелавшему принять участие в публичных слушаниях, проект тарифа и информацию с экономическим обоснованием причин, почему вдруг он вздумал его поднять.
Как правило, публичные слушания проходят в местном акимате, существует и перечень обязательных участников: “4. Публичные слушания по обсуждению проекта тарифа проводятся с приглашением депутатов парламента Республики Казахстан, маслихатов, представителей органов местного самоуправления, государственных органов, субъекта естественной монополии, средств массовой информации, общественных объединений, независимых экспертов, потребителей и иных заинтересованных лиц”.
Учет и контроль
Думаю, не стоит сейчас говорить, что чем больше собственников придет для участия в слушаниях, чем активнее они будут отстаивать свою позицию, тем сложнее будет монополисту протащить новый тариф, если, конечно, его повышение по-настоящему не оправданно. Игры в монополию: что скрыто в договорах, навязанных собственникам от коммунальщиков
Все собственники и просто интересующиеся смогут узнать, как проходили слушания. Закон “О естественных монополиях” налагает соответствующие обязательства: “5. Уполномоченный орган размещает… на своем интернет-ресурсе результаты проведенных публичных слушаний по обсуждению проекта тарифа, в том числе стенограммы обсуждений, протоколы заседаний с принятыми решениями по рассматриваемым вопросам в течение 10 календарных дней после дня их проведения”.
Ну и еще один момент по тарифам: законом предусмотрен срок, в течение которого монополист, увеличивающий тариф и получивший на это добро, обязан уведомить об этом потребителей:
“19. Субъект естественной монополии обязан довести до сведения потребителя информацию об утверждении тарифа не позднее чем за 30 календарных дней до его введения в действие.
20. Если субъект естественной монополии не проинформирует потребителя о введении тарифа в сроки, установленные настоящим законом, то указанный тариф не вводится с даты, указанной в решении уполномоченного органа”. Это не означает, что тариф не будет введен, но дата перенесется на “первое число третьего месяца, следующего за месяцем утверждения тарифа”. Причем не нужно думать, что каждого собственника гегемоны известят лично, они уже давно и эффективно используют для этого средства массовой информации, направляя им свои пресс-релизы.
Знайте свои права
Итак, законную возможность влияния на размер оплаты коммунальных услуг мы рассмотрели, теперь о контроле за деятельностью коммунальщиков. Здесь государство предусмотрело аналогичную форму: “8. Отчет перед потребителями и иными заинтересованными лицами проводится в форме публичного слушания (ст. 25)”. Объявление о проведении мероприятия монополист обязан разместить в местной газете не позднее 15 рабочих дней до даты слушаний. “11. После публикации объявления о предстоящем проведении отчета субъект естественной монополии за пять рабочих дней до проведения отчета размещает на своем интернет-ресурсе, а в случае его отсутствия предоставляет уполномоченному органу для размещения на его интернет-ресурсе информацию (ст. 25)”.
Естественно, что каждый может ознакомиться с отчетом заранее, чтобы иметь возможность выступить на слушаниях.
Причем статья 25 обязывает монополиста обеспечить “доступ к месту проведения всех желающих участвовать в отчете”, никакого отбора на своих и чужих быть не должно.
К слову, существуют требования и к выступлению “именинника”: “13. Выступление субъекта естественной монополии должно содержать информацию с обоснованиями в соответствии с правилами осуществления деятельности субъектами естественных монополий. 14. В своем выступлении перед потребителями и иными заинтересованными лицами субъект естественной монополии дает подробное разъяснение о качестве предоставляемой регулируемой услуги”.
Правила осуществления деятельности описаны в типовом договоре, о котором мы говорили в самом начале, и в самом Законе “О естественных монополиях” – объем информации значительный, и мы не сможем сейчас на нем остановиться. Если нам станет понятно, что собственникам сложно разобраться с этим самостоятельно, то обязательно всё подробно разберем.
Но сейчас резюмируем главное: каждый собственник обладает реальными правами (читай – возможностями) влиять на гегемонов коммунального труда.
Обратим также внимание на третий пункт: “Ст. 27. Права и обязанности потребителя”: “…Обращаться в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений, принятии новых и (или) об отмене действующих правовых актов уполномоченного органа”. Иными словами, каждый собственник или просто потребитель имеет право написать в министерство национальной экономики и индустрии РК и высказать свои требования, пожелания и предложения. Понятно, что из-за одного-двух заявлений никто напрягаться и менять законы не будет, а вот массовый натиск, если что случится, чиновники вряд ли выдержат. Как не переплатить монополисту: кому жаловаться и какие документы необходимы
Ну и полезным, на наш взгляд, будет еще один пункт: “Ст. 26. Права и обязанности субъекта естественной монополии”: “2. Субъект естественной монополии обязан: 19) предоставлять по требованию потребителей информацию, содержащуюся в утвержденных тарифной смете и инвестиционной программе…”. Тарифная смета – не абы какая бумажка, форма ее также утверждается уполномоченным органом, документ называется “О внесении изменения в приказ председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 19 июля 2013 года № 215-ОД “Об утверждении Правил утверждения тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий” (приказ и. о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 273. Зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 29 апреля 2015 года № 10837).
Согласна, звучит тяжеловесно, но, зайдя на сайт министерства юстиции, вы, во-первых, легко отыщете документ, во-вторых, ваш местный гегемон не сможет вам подсунуть какую-нибудь лабуду вместо реальной сметы тарифа. А там, между прочим, и куда и сколько могут тратить, сколько сотрудников работает, сколько они получают, сколько и какие налоги платят. Одним словом, при грамотном подходе собственников или потребителей жирные коты не забалуют.
Знайте свои права и живите себе на радость и в удовольствие!