Удивительный документ пролежал в архивах более семидесяти лет. Директор Карагандинского государственного областного архива Людмила Михеева обнаружила его случайно, когда делала очередную подборку материалов:
– Это были документы Карагандинского облисполкома за 1938 год. Среди них мы и обнаружили постановление президиума облисполкома от 16 сентября 1938 года.
Нежданная находка
Документ отпечатан на печатной машинке под копирку. Видимо, это был второй экземпляр. Но он отлично сохранился. Приведем текст полностью (сохранив орфографию подлинника):
“Постановление Президиума Карагандинского облисполкома.
Г. Караганда. От 16 сентября 1938 года
“О назначении персональной пенсии Косых Евдокии Власовне – матери героически погибших двух сыновей в 25-й Чапаевской дивизии”
У Косых Е.В. имелось двое сыновей: Косых Семен Иванович и Косых Петр Иванович, которые в 1918–1919 г.г. служили: Семен Иванович командиром отделения и Петр Иванович ординарцем товарища Чапаева.
В 1919 году 5-го сентября при налете казачьих банд на штаб 25-й Чапаевской дивизии гор. Лбишенск, Косых Семен Иванович был сильно ранен, после чего вскоре умер. Косых Петр Иванович героически погиб вместе с товарищем Чапаевым в реке Урал.
Учитывая героические заслуги сыновей Косых в защите социалистической родины, Президиум облисполкома ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Назначить матери Косых Е.В. пожизненную персональную пенсию республиканского значения в размере 400 рублей в месяц, с момента 1-го января 1938 года.
2. Просить Президиум Верховного Совета Каз. ССР утвердить настоящее постановление.
Председатель Карагандинского облисполкома – Сеитов
За секретаря – член президиума облисполкома – Опарин”.
От руки на документе сделано несколько пометок: “одновременно выдать ей 400 рублей” и “выдать т. Косых из соцфонда облисполкома соответствующую квартиру”. Из этих приписок можно предположить, что женщина – родом не из наших мест, а приехала в Караганду волей каких-то обстоятельств и нуждалась в деньгах и жилье. Но больше никаких следов матери героя отыскать не удалось.
Подлинность документа не вызывает сомнений
– Мы ничего больше не знаем, – говорит директор архива. – В этом и есть особенность архивных документов: они есть или их нет. В подлинности постановления нет никаких сомнений. Но никакой истории этого документа в архивах уже нет.
Образ преданного Петьки-ординарца родился благодаря книге Дмитрия Фурманова и фильму братьев Васильевых. Сам Фурманов говорил, что персонажи Петьки и Анки-пулеметчицы – вымышленные, художественно собирательные. Однако уже позже нашлись (или нашли?) прототипы этих героев. Младшим командиром в Чапаевской дивизии был некий Петр Исаев. Принято считать, что именно он стал прототипом Петьки-ординарца. По крайней мере, так утверждали потомки Петра Исаева.
Но был у Василия Ивановича Чапаева и другой боевой друг – Петр Камешкерцев. О нем сведений очень мало. Может, оттого, что потомков не нашлось?
Возможно, в 25-й Чапаевской дивизии было еще с десяток Петров, а то и больше. Имя-то очень популярное было в те времена. Который из них был ординарцем Чапаева? И главное, кто из них был рядом с Чапаевым в момент гибели?
Вряд ли мы об этом когда-нибудь узнаем. Ведь до сих пор даже обстоятельства гибели комдива остаются невыясненными. Одна из версий: раненый Чапаев утонул, переплывая реку Урал. Эту версию взяли за основу братья Васильевы в своем фильме “Чапаев” и, по сути, сделали ее официальной и бесспорной. С Петькой все было сложнее.
Искусство внесло неразбериху?
В повести Фурманова Петька застрелился после гибели любимого комдива. В фильме братьев Васильевых Петька, прикрывая собой командира, погибает от вражеской пули на берегу реки, бросив последний взгляд на уплывающего Чапаева. А потомки Петра Исаева утверждают, что Петр на самом деле выжил, тяжело раненный лежал в госпитале и умер от ран только в 1921 году, похоронен на кладбище в селе Кундравы Челябинской области.
Петр Исаев, может, и умер от ран в 1921 году… Но был ли он тем самым Петькой, с которого Фурманов списал образ обаятельного героя своей повести? Кто знает...
Обнаруженный в карагандинских архивах документ может подтвердить только одно: в 1938 году Евдокии Власовне Косых была назначена персональная пенсия в 400 рублей как матери героически погибшего ординарца товарища Чапаева. Большие деньги по тем временам. Просто так бы не назначили. Значит, проверяли. Значит, изучили дело, проверили подлинность документов, которые предоставила Евдокия Власовна. Им в 38-м было легче. Спустя 70 лет найти истину гораздо сложнее.
Татьяна ТЕН, Караганда