В городе “расчищают дорогу” крупным торговым домам и супермаркетам. А для мелких конкурентов создают непосильные условия.
Малый бизнес объединяется...
Под петицией, содержание которой легко можно выразить лаконичным SOS!, подписались более 130 индивидуальных предпринимателей.
Карагандинские “буржуа” – владельцы мелких торговых точек направили письмо в Нацпалату предпринимателей “Атамекен”, Администрацию Президента РК и другие государственные органы и неправительственные организации.
– Что греха таить, мы всегда были разрознены, поскольку раньше считали друг друга конкурентами, – говорят предприниматели. – Но сейчас настали другие времена. Нам, владельцам небольших торговых точек, просто необходимо объединиться, чтобы попытаться сообща выжить. Мы хотим донести наши беды до депутатов, Президента, чиновников, общественности, да хоть кого, кто сможет нам помочь.
По словам авторов письма, они не просят от государства никаких дотаций, субсидий и других видов материальной помощи. Все, что им нужно, – это торжество здравого смысла в законах, касающихся малого бизнеса.
– Мелкая розница в Караганде умирает, – печально констатируют они. – И причиной тому не только появление супермаркетов и уменьшение покупательской способности населения, но и административное давление на нас.
По словам владельцев маленьких торговых точек, им вдвойне обидно, что бизнес свой они создали “с нуля”, без какой-либо государственной поддержки, а закрывать его вынуждены при непосредственном участии органов государственной власти.
– Все годы мы исправно платили налоги, создавали новые рабочие места (зачастую для студентов, пенсионеров, людей предпенсионного возраста), сами содержали свои семьи. А сейчас к нам относятся, как к каким-то барыгам-спекулянтам – злостным нарушителям, которых необходимо душить штрафами и всячески наказывать, – горько сетуют предприниматели.
По их словам, создается стойкое впечатление, что в угоду большим магазинам и супермаркетам законотворцы и чиновники создают для малого бизнеса условия, при которых само их существование ставится под угрозу. Малый бизнес – всегда крайний?
– Налоги, конечно, напрямую не повышаются, но вводятся новые (лицензионный сбор на право торговли алкогольной продукцией, например), коммуналка растет, зарплату работникам повышать надо, а покупательская способность населения падает, – перечисляют авторы письма. – Многие из нас живут от одной уплаты налогов до другой, от одного платежа за коммуналку до другого, от одного штрафа до другого и т. д. О развитии бизнеса никто не думает. Мысль одна – как выжить в таких условиях?
Предприниматели уверены: если подход к малому бизнесу в ближайшее время не изменится, то жители спальных районов в скором времени лишатся возможности покупать хлеб и молоко в привычных магазинчиках “под окном”.
Виновны априори?
Причин тому, по словам предпринимателей, немало.
– Вот, например, в начале этого года по всем маленьким магазинам прокатилась волна “контрольных закупок” алкоголя и сигарет лицами, не достигшими возрастной планки в 21 год и 18 лет соответственно, – рассказала индивидуальный предприниматель Анна КОТРЯХОВА.
– Суды двух инстанций всех предпринимателей оштрафовали. Хотя продавали наемные работники – продавцы, а не владельцы торговых точек. Но суды руководствуются нормами закона, согласно которым за действия продавца несет ответственность его работодатель (пункт 3 нормативного постановления Верховного суда РК № 7 от 6.10.2017 года “О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях”).
Как утверждают авторы письма, предприниматель в суде должен доказывать свою невиновность. А это полностью противоречит статье 77 Конституции РК, в которой сказано, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, а также статьям 10 и 11 Административного кодекса РК, в которых обосновываются понятия “презумпция невиновности” и “принцип вины”. Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
– Вот и получается, что Верховный суд своим нормативным постановлением закрепил вину за индивидуальным предпринимателем, до судебного разбирательства, – сокрушается бизнесвумен. – Суды штампуют постановления о вине, штрафах, лишении лицензий предпринимателей. Хочу еще раз подчеркнуть: продавец нарушает закон, ответственность несет предприниматель. Причем работодатель ежедневно слезно просит: “Будьте внимательны, не продавайте алкоголь и сигареты, не спросив удостоверения, если сомневаетесь в возрасте покупателя”. Этот запрет на продажу владелец вносит в трудовой договор с продавцом. Но и это не аргумент для суда.
“А если продавец специально совершил продажу, зная, что ему ничего не будет? – вопрошают владельцы маленьких магазинчиков. – Если ему захотелось насолить своему работодателю? Где логика?”.
В своем письме предприниматели предлагают внести поправки, ссылаясь на опыт других стран.
– Мы тоже против продажи сигарет детям и алкоголя – молодежи, – утверждают они. – Но навести порядок поможет только обоюдная ответственность. Мы считаем, что покупка сигарет лицами, не достигшими 18 лет, и алкоголя лицами, не достигшими 21 года, является провокацией административного правонарушения. С введением этого понятия и наказания за него сведет на нет проблему. Причем такой опыт имеется у наших грузинских друзей. Именно там в законодательстве есть наказание за провокацию административного правонарушения. Давайте использовать передовой опыт.
По мнению карагандинских владельцев маленьких торговых объектов, именно введение этого опыта даст ответ на вопрос, хотят ли казахстанские чиновники на самом деле решить проблему раннего потребления сигарет и алкоголя. Или же им нужна возможность лишний раз “штрафануть” частного предпринимателя.
Система поиска... козлов отпущения?
Еще одним рычагом “выдавливания с рынка” маленьких магазинчиков, по мнению их владельцев, является система “Wipon”.
– Объясню для людей, далеких от розничной торговли: эта система позволяет определить, легальна ли конкретная бутылка алкоголя, – поясняет Анна Котряхова. – Компетентные органы теперь могут зорко следить за легальностью продукции в рознице. У нас, на территории Казахстана, товар можно реализовывать только в упаковке с наличием перевода на государственный язык. И вот, представьте, пришла проверка, обнаружила у нас какую-нибудь банку консервов без перевода на казахский язык или бутылку вина, акцизная марка которой не “випонится”. Они с радостью и с чувством исполненного долга штрафуют нас. При этом ни о каких предупреждениях не может быть и речи, только штраф на полную катушку! Ну да ладно. Оштрафовали – и “молодцы”. А узнать, от кого получена эта незаконная продукция? А размотать ниточку до конкретно виновного, почему эта продукция оказалась на полке в магазинчике с выручкой в сорок тысяч тенге? И наказать по закону?
Карагандинские предприниматели в письме делают упор на нелогичность действий контролирующих органов.
– Представляете, стоит огромный завод по производству алкоголя. Есть на этом заводе специально обученные люди, которые контролируют легальность продукции этого завода. Завод заказывает акцизные марки специального образца, они клеятся на бутылки, бутылки складываются в ящики и отправляются оптовикам. Их тоже контролируют специально обученные люди с зарплатой из бюджета. А затем такие же специально обученные люди приходят в малюсенький магазин проверять легальность алкоголя. Находят нелегальную продукцию и штрафуют владельца этого магазина. И все. На этом деятельность этих людей заканчивается. Да у розничного продавца стопроцентно есть накладная, откуда он получил эту бутылку! Но это почему-то никого не интересует. А почему?!
Ответ на этот вопрос авторам письма представляется очевидным.
– Есть люди, заинтересованные в “серых схемах” на алкогольном рынке. А мелкая розница является “козлом отпущения”, на котором раздутые штаты этих специально обученных людей могут показать свою бурную деятельность. За программу “Wipon” каждый предприниматель заплатил по 8 тысяч тенге. Это за год. Зачем эта программа нужна нам? Почему чиновники перекладывают на нас контроль за легальным алкоголем? Приходите к нам, проверяйте и наказывайте виновных – тех, кто допустил появление этого алкоголя на полках магазинов в Казахстане. Сможете доказать, что мелкий предприниматель разлил по бутылкам паленку, – наказывайте его.
Неравная “справедливость”
В числе аргументов в пользу возведенного в тренд вытеснения мелкой розницы в пользу супермаркетов карагандинские мелкие предприниматели называют также ежегодный лицензионный сбор на продажу алкоголя, банковский процент за обслуживание POS-терминалов и тарифы за коммунальные услуги для малого бизнеса. 5 киллеров для малого бизнеса
– Маленькие магазинчики и супермаркеты платят одинаковый лицензионный сбор в 100 МРП, – говорят они. – Представьте: с магазинчика площадью в 100 квадратных метров владельцы платят около 70 тысяч тенге налогов. Плюс – за обслуживание терминала, кассового аппарата, плюс у тех, кто на аренде, арендная плата. А еще нужно платить зарплаты. В этом году лицензионный сбор составлял 240 тысяч тенге, в следующем будет 252 тысячи. Как потянуть такие суммы при мизерных оборотах? Для супермаркетов это мизерные суммы, для нас – катастрофические. Где тут справедливость? Не можете уменьшить нам этот сбор, поднимите супермаркетам, чтобы все было честно.
Но даже такие меры, по мнению предпринимателей, не решат проблемы. Если не ввести дифференцированный лицензионный сбор, отталкиваясь от оборотов либо от площади торговых точек, многие магазинчики “у дома” вскоре будут вынуждены закрыться.
– Или введение POS-терминалов для оплаты товара пластиковыми карточками, – продолжают карагандинские представители малого бизнеса. – Естественно, мы должны за свой счет обеспечить свою торговую точку POS-терминалом. Хорошо. Но почему банковское обслуживание составляет 2 процента от сумм транзакций, тогда как во всем мире эта услуга не превышает 0,02 процента? А банки не могут умерить свои аппетиты и вместе с нами нести расходы по введению в государстве системы безналичного расчета?
Аналогичные вопросы возникают и в отношении формирования тарифов на коммунальные услуги.
– Наши розничные торговые точки находятся, как правило, на первых этажах жилых домов. И электроэнергия, как и отопление, поступает к нам по тем же сетям, что и жильцам. А расценки у нас – как у фабрик, заводов и других юридических лиц. То есть во много раз выше. Как отсортировывается наша, более дорогая, энергия, что она становится дороже? А ведь мы сами, за свой счет прокладывали кабели от подстанций до своего объекта! Сами обслуживаем эти кабели, то есть ремонт тоже осуществляем за свой счет! Многие купили мощности для своего маленького объекта у энергоснабжающей организации. Та же песня и с теплом. С 1 ноября 2018 года, после призыва главы государства к монополистам снизить тарифы, тариф на электроэнергию для нас был снижен на... 3 тиына! И это реальная помощь потребителям? Или показуха для рапорта наверх: мол, указание главы государства исполнено? Так же, как и поддержка малого бизнеса.
КАРАГАНДА