Гражданин Н. владеет двухкомнатной квартирой в центре Караганды, передает Caravan.kz.
Еще в 2002 году он согласился на предложение знакомого предоставить эту квартиру в залог для займа у покупателя, но его ввели в заблуждение и на самом деле он подписал доверенность на ее продажу.
Спустя несколько дней по данной доверенности квартира была продана за 100 тыс. тенге по договору купли-продажи, зарегистрированному в установленном порядке.
В 2023 году покупатель умер, и квартира перешла по наследству к его брату, который через полгода подарил квартиру своему сыну.
Однако все это время квартира оставалась во владении прежнего хозяина, который с семьей продолжал жить в ней и оплачивал все расходы на ее содержание. К тому же, это их единственное жилье.
Узнав о сделках с его квартирой, он обратился в суд с иском к брату и племяннику умершего покупателя о признании договоров купли-продажи и дарения недействительными, указав на мнимость сделки.
В суде достоверно установлено, что продавец квартиры не собирался ее продавать, объявлений об этом не давал, стоимость жилья в договоре занижена, плюс оно не передавалась покупателю, который при жизни не реализовал право на владение и пользование.
Тот факт, что после заключения договора, покупатель не вселился в приобретенную квартиру и не распоряжался ею каким-либо образом, указывает на то, что заключение договора не повлекло последствий, какие должны наступить в силу ст.406 ГК.
Суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что Н. после продажи квартиры проживал в ней по устному договору найма и оплачивал арендную плату. Суду не представлен и договор имущественного найма, который по ст.544 и 601 ГК должен быть заключен в письменной форме на срок более 1 года.
В результате договора купли-продажи и дарения были признаны недействительными.
Напомним, ранее напавший на водителя "скорой" в Караганде получил тюремный срок.