Канны в ожидании Рождества и Хэллоуина

Уже известно, что на церемонию открытия не приедет Ридли Скотт, хотя его фильм «Робин Гуд» открывает фестиваль. Однако, исландский вулкан тут не причём, режиссёр просто приболел. Буквально за сутки до открытия изменения внесли и в конкурсную программу. В неё включили фильм британца Кена Лоуча «Ирландский маршрут». И впервые за последние годы в конкурсе участвует российский фильм – «Утомлённые солнцем 2. Предстояние» Никиты Михалкова. Рассказывают «Новости культуры».

В 2009 это был каннский пир во время кризиса, глаза слепило от имен, но многие уже тогда засомневались – смогут ли Канны через год собрать состав столь же звездный. Канны собрали известных и даже классиков, но вновь слышится упрек – почему почти одни и те же имена, многие золотую ветвь здесь уже срывали.

В чем только не упрекали фестиваль. Целую систему скандалов на Каннском фестивале вывел в своей книге киновед Алексей Дунаевский. То пресса нападает на тех, кого потом же признает легендой, как было с Марко Феррери и его фильмом «Большая жратва», то публика в Антониони бросала помидоры, а то и сами звезды провоцируют скандал.

Киновед Алексей Дунаевский полагает, что дело не только в публике: «Вот американцы, у них знаете, такая манера – перед прессой будут лучшими из лучших, работают настоящие профессионалы, чтобы потом никакого скандала не произошло».

Из «примерных» американцев в конкурсе один – Дуг Лиман, известный по фильмам о спецагенте Борне и о мистере и миссис Смит. Зато в программе «Особый взгляд» – возмутитель спокойствия Жан Люк Годар, в него здесь уже как-то бросали торт.

Французов в основной программе четверо: Бертран Тавернье, Ксавье Бовуа, Матье Амальрик и Рашид Бушареб. От Великобритании два классика – Майк Ли и Кен Лоуч, но балом, похоже, будет править Азия – свои фильмы везут бывший министр культуры Южной Кореи Ли Чан Дон, китайский режиссер Ван Сяошуай, японский мэтр Такеши Китано, от Тайланда – Апичатпонг Вирасетакул. У Голливуда – передышка: Вуди Аллен, Оливер Стоун и Ридли Скотт оказались вне конкурса.

Киновед Андрей Шемякин поясняет: «Отношения Канна с Голливудом происходит в стиле «то жарко, то холодно», вряд ли следует ожидать очередного акта пьесы под названием «Голливуд против Европы». Европа и третий мир – вот сегодня, наверное, ось. А большое голливудское кино – это, конечно, «Утомленные солнцем – 2».

В 1994 первые «Утомленные солнцем» взяли Гран-при, «Золотая ветвь» тогда ушла «Криминальному чтиву».

Вторых «Утомленных» для каннского конкурса пришлось сократить, но что именно вырезали, неизвестно.

Сыгравший в фильме Евгений Миронов ждет, как встретит картину иностранный зритель: «Дело не в том, что мы по-разному воспринимаем, а дело в том, что там умеют ценить труд, там видят, что это стоило человеку и умеют ценить таланты, даже чужие».

Еще 10 отечественных фильмов покажут в Российском павильоне. Это не то, что представлял собою Русский дом в олимпийском Ванкувере. Павильон – не только бизнес-площадка, продвигающая наше кино за рубеж, но и культурное посольство, статусное и дорогое – целых 75 квадратных каннских метров, больше – лишь у американцев. В прошлом году все убедились: хорошо иметь свой домик в «каннской деревне», именно там российские дистрибьюторы из-за рухнувшего в кризис рынка продаж DVD потребовали, казалось, невозможного – пересмотреть контракты и снизить цены на rинопродукцию.

Дмитрий Литвинов, организатор Российского павильона в Каннах, вспоминает: «Естественно, иностранцы этого не хотели, наши дистрибьюторы в свою очередь объединились и сказали: либо вы пойдете на уступки, исходя из форс-мажорных обстоятельств, либо мы просто будет расторгать контракт».

Победу российские дистрибьюторы тогда все же одержали. Но триумф отечественного кино в Каннах приходится все же на 1958 год. Она до сих пор у нас одна – Золотая пальмовая ветвь, за картину «Летят журавли». В том же году, единственная из советских лент, она стала лидером французского кинопроката. А как в Каннах тогда встречали Самойлову – такое, кажется, тоже бывает только в кино. Вспоминает Алексей Баталов: «Такие они фотографии тогда привезли! И все это было невероятно, правда, невероятно. Девочка снялась первый раз и вдруг, - бог знает, какие актеры со всего мира, они все ждали стояли, когда она выйдет».

В начале фестиваля критики любят говорить «прогнозы – дело неблагодарное», но к середине уже рискуют называть фаворитов. В этом году, видимо, все будет сложнее: председатель жюри – никогда не получавший призов в Каннах волшебник Тим Бертон. Что от него ждать? Оргкомитет сказал емко – Рождества и Хэллоуина одновременно.