Канат Тасибеков рассказал, почему полный отказ от русского языка в нашей стране не поможет развитию казахского

Не так давно на казахскоязычном сайте Abai.kz был опубликован материал, где автор утверждал, что на юге и западе Казахстана уже нужно отказаться от русского языка.

Также в статье упоминается, что большой проблемой является недоступность казахскоязычных СМИ для большого количества населения в связи с языковым барьером. По мнению журналистов, в данном случае русский язык является барьером для формирования единой политической нации.

Кроме того, автор сравнивает ситуацию Казахстана с Белоруссией, где, как он утверждает, сейчас идет языковая война. Проявляется она в том, что в этой стране сейчас все названия улиц, местностей и прочие вывески существуют только на белорусском языке.

По мнению автора, для решения этой проблемы нам необходимо полностью внедрить государственный язык на юге и западе страны, начать отказываться от русского языка, а на госслужбу брать только специалистов, владеющих казахским языком.

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с писателем и автором популярной серии книг "Ситуативный казахский" Канатом ТАСИБЕКОВЫМ, который рассказал, почему внедрять государственный язык таким образом – неправильно.

- Тема казахского языка у нас в стране стоит достаточно остро, причем уже с 1989 года. На такие вещи всегда ярко реагируют в любой стране, «борьба» за государственный язык ведется везде.

Дело в том, что наше государство называется Республика Казахстан, государственный язык у нас казахский, но даже высшие государственные деятели у нас до сих пор говорят на русском, и весь документооборот идет на том же языке. Поэтому этот вопрос довольно часто поднимается.

- Как вы оцениваете идею этого автора по продвижению казахского языка путем отказа от русского?  

- У любой «болезни» есть различные методы лечения, но кровопусканием и хирургическим путем, как предлагает журналист, её не излечить.

Все 30 лет говорят о тех мерах, которые озвучиваются в этом материале. Эти методы абсолютно не работают, и к чему это приводит, мы видим на примере Украины.

То, что ставят в пример Белорусию, там вопрос языковой стоит еще острее, чем у нас, потому что это родственные славянские языки.

- Действительно ли русский язык в Казахстане способствует потере идентичности?

- Вопрос в том, что человек, который написал этот материал, оперирует какими-то понятиями очень низкого ранга и весьма примитивными. Просто смешно соотносить национальную идентичность с языком.

Русский язык – это сейчас второй язык по распространенности в Интернете. А если рассматривать исторически, то через этот язык казахи получили доступ к мировой культуре и современным знаниям.

Это язык не просто какой-то этнической общности, это один из мировых языков. И за все время нашего тесного сотрудничества с Россией, а это почти 300 лет, он, естественно, внедрился в нашу языковую среду.

- Что касается темы создания единой политической нации путем отказа от русского языка?..

-  Я приветствую идею единой политической нации. Считаю, что жители нашей страны должны быть казахстанцами независимо от национальности, и общим языком должен стать казахский язык, но мы не можем добиваться этого путем насилия.

Главная задача - обучить казахскому языку для нахождения точек соприкосновения, чтобы люди были более сплоченны и эрудированны. Если человек так радеет за язык, то для этого нужно что-то предпринимать. Таким людям нужно начинать делать практические шаги, а не кричать об искоренении русского языка.

- Получается, необходимо постепенно и грамотно внедрять казахский язык среди населения, а не отказываться от русского?

- Да, нужно, чтобы государственный язык стал де-факто государственным, чтобы все его знали и на нем разговаривали. У нас в стране все 30 лет достаточно спокойная политика в этом плане, и надо ее придерживаться.

Однако у нас периодически появляются разного рода экстремисты, которые устраивают скандалы и даже драки на языковой почве. Они же просто хотят получить политические дивиденды. Но есть и те, кто действительно сильно радеет за тему языка.

Также у нас немало людей, которые активно радеют за казахский язык, публикуя кучу постов и материалов, но при этом всегда пишут на русском и не могут даже казахский шрифт себе на телефон установить.

- Как в нашей стране обстоит дело с обучением государственному языку?

- Есть тема, которая меня сильно волнует: у нас ужасная ситуация со словарями. По тем, что выпускаются сейчас, научиться говорить по-казахски вообще невозможно. Там очень трудно понять логику авторов, много неправильных переводов, нет никаких бытовых примеров, имеется наличие разночтений, многовариантность и так далее.

У нас нет материалов прикладного значения по изучению казахского. Даже простейшие вопросы не решены, и никакой работы для этого не делается.

Кроме того, комитет языка у нас просто делит деньги. Ему выделяются огромные средства, а куда они уходят – непонятно. Выделялись миллиарды тенге, но нет ни бесплатных словарей, ни бесплатных курсов, ничего.

- В современном Казахстане казахский и русский языки нормально сосуществуют?

- Абсолютно нормально. Естественно, есть конкурентная борьба, и казахский язык в ней проигрывает. Но это нормально, потому что русский язык более развит во всех сферах жизни: в медицине, космонавтике, автоматике и прочем. Это не проблема, так как когда-то этот язык тоже был довольно беден по сравнению с европейскими языковыми группами.

У казахского языка сейчас существует отсталость в сфере техники, электроники, медицины и прочем, но она будет нивелироваться со временем, поэтому то, что предлагает вышеупомянутый журналист, в обществе не приживется.

- Грозит ли Казахстану языковая война, как в Белоруссии?

- Я не думаю, что вышеупомянутый журналист вообще бывал в Белоруссии, чтобы понимать их ситуацию. Я посещал эту страну достаточно часто, у меня там есть друзья, и я примерно понимаю, что там происходит.

На самом деле Белоруссию можно назвать своеобразным «окном в Европу». И их президент очень умело на этом играет. Это политический вопрос, поэтому экстраполировать его на нас, думаю, нельзя. У нас в стране все совсем по-другому.

И даже если все заговорят на казахском, то никакого опасения за потерю русского языка нет, так как есть огромная Россия: наш тесный сосед и союзник, откуда русский язык никуда не уйдет. Но если у нас не будет казахского языка, то где еще?! Мы обязаны его исторически сохранить и развить еще больше.