Каковы претензии казахстанцев к системе социальной защиты населения у нас в стране

С момента обретения независимости система социального обеспечения нашей страны пережила целый ряд непростых периодов, самым трудным из которых стал, конечно же, этап становления молодого государства. Сегодня невыплаты заработных плат, пенсий и пособий стали уже историей, эту неприятную страницу мы перевернули.

Ежегодные отчеты минтруда неизменно оптимистичны и рапортуют о растущих их размерах, о снижении уровня безработицы и прочих достижениях, однако население этот оптимизм разделяет, мягко говоря, с трудом.

Справедливости ради нужно признать, что социальная политика государства вообще вряд ли способна удовлетворить потребности всех без исключения граждан, ибо, во-первых, аппетит всегда приходит во время еды, а во-вторых, то, что одному хорошо, то другому, как известно, смерть.

Но так ли уж несправедливы претензии казахстанцев к системе социальной защиты населения?

Попробуем разобраться и начнем с пенсий, которые традиционно являются одной из самых обсуждаемых в обществе тем.

Не в рост

Само министерство труда и социальной защиты населения настроено весьма бодро и неизменно рапортует о росте показателей во всех курируемых им сферах жизнедеятельности казахстанцев. Однако связанные с пенсионными фондами скандалы, растворяющиеся на глазах населения накопления на старость не добавили очарования процессу реформирования системы. А увеличение возраста выхода на пенсию и вовсе испортило репутацию минтрудсоцзащиты.

Вообще, по данным казахстанской статистики, по итогам 2017 года численность пенсионеров составила 2 147 942 человека, и с 2003 года этот показатель вырос почти на полмиллиона человек.

Среднемесячный размер назначенных пенсий также имеет весьма солидную тенденцию к росту, однако не стоит забывать о том, что покупательская способность казахстанских денег, увы, неуклонно снижается, и если в тенговом выражении с 2003 по 2017 год этот показатель вырос в шесть раз (с 8 198 тенге в 2003 году до 50 850 тенге в 2017-м), то в долларовом эквиваленте этот рост оказался лишь трехкратным.

Более того, сопоставление средних размеров назначенных месячных пенсий по итогам 2017 и 2015 годов и вовсе свидетельствует об уменьшении этого показателя в долларовом эквиваленте. Как уже упоминалось, средний размер назначенной месячной пенсии по итогам 2017 года составил 50 850 тенге и по сравнению с 2015 годом вырос на 11 917 тенге, однако этот же показатель в долларовом эквиваленте снизился на 19,6 доллара США (175,6 доллара США в 2015 году против 156 долларов США в 2017-м). Кто и как наваривался на деньгах ЕНПФ

С учетом наблюдающегося в настоящее время падения курса тенге по итогам 2018 картина будет выглядеть еще более плачевно.

Если же говорить об адресной социальной помощи, то ее размеры не выдерживают никакой критики. Как следует из данных, опубликованных на сайте министерства труда и социальной защиты населения РК, в 2018 году в целом по республике среднемесячный размер адресной социальной помощи на одного получателя составляет 2 692,4 тенге, среднемесячный размер государственных пособий детям до 18 лет – 1 689,9 тенге, а среднемесячный размер жилищной помощи – 2 582,9 тенге.

По курсу доллара США к тенге на 12.09.2018 года эти выплаты составляют 7, 4 и 6 долларов США соответственно.

Остается только догадываться, каким образом нуждающиеся в социальной защите граждане Казахстана должны сводить концы с концами.

Когда мы будем делить наши деньги?..

Все наблюдающиеся в системе социальной защиты населения Казахстана проблемы можно было бы списать на недостаточное финансирование, однако республиканский бюджет 2018 года вступает в противоречие с данным предположением.

Так, только содержание самого минтрудсоцзащиты в 2018 году обойдется государственной казне в 4,5 миллиарда тенге.

На прикладные научные исследования в области охраны труда бюджетом 2018 года выделено 98,2 миллиона тенге, на оказание услуг по информационно-аналитическому обеспечению социально-трудовой сферы и модернизацию политики занятости – 1,4 миллиарда тенге, на оказание социальной защиты и помощи населению на республиканском уровне, а также совершенствование системы социальной защиты и развитие инфраструктуры будет направлено 9,9 миллиарда тенге, на субсидирование затрат работодателей, связанных с созданием специальных рабочих мест для трудо­устройства инвалидов, будет израсходовано 105,5 миллиона тенге и, наконец, на социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам из бюджета 2018 года выделено 2,5 триллиона тенге.

В целом бюджет министерства труда и социальной защиты населения в 2018 году составит 2,6 триллиона тенге, или 6,8 миллиарда долларов США (по курсу на 12.09.2018 года).

Если поднапрячься и суммировать численность всех нуждающихся в опеке государства граждан, то мы получим 3 638 752 человека, 2 147 942 из которых – пенсионеры, 781 692 – получатели государственных социальных пособий, 664 544 – зарегистрированные инвалиды (включая детей до 18 лет), 23 267 – получатели адресной социальной помощи, 19 230 – лица, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов и психоневрологических медико-социальных учреждениях и 2 077 – дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах. Нелишние люди, или Дайте трудовую книжку самозанятым!

И если, как говорит молодежь, “тупо” разделить весь бюджет минтрудсоцзащиты на количество нуждающихся в социальной помощи, то получается, что каждый из них мог бы претендовать на сумму 59 696 тенге в месяц.

А если, совсем уж не мудрствуя, разделить эти деньги на численность населения Казахстана, которая по итогам 2017 года составила 18 157 300 человек, то каждый казахстанец вправе претендовать на 11 963 тенге ежемесячно.

В данном контексте сам собой напрашивается вопрос: когда мы будем делить наши деньги?..

АЛМАТЫ