Каково это – быть пешеходом с инвалидностью в самом большом городе Казахстана

Документальный фильм “Город для всех” снят при поддержке JICA (Японское агентство международного сотрудничества). Он показывает на примере улицы Панфилова в Алматы, с чем ежедневно сталкиваются люди с различными видами инвалидности при посещении самых популярных локаций города. Фильм уже можно посмотреть в свободном доступе на YouTube.

 

Доступность и достоинства улицы Панфилова, одного из самых любимых алматинцами и туристами мест для прогулок, оценили следующие герои: пешеходы в кресле-коляске, на костылях, с нарушениями зрения, слуха, с аутизмом. Лента рассказывает об их опыте.

– Изначально я планировала делать исследование о самочувствии горожан в городских общественных пространствах. Для того чтобы его измерить, решила посмотреть, как в них ощущают себя самые уязвимые пешеходы – маломобильные группы. В итоге получился фильм на основе исследования, – рассказывает автор картины Касиет ОМАРОВА. – У нас примерно 40 процентов людей считаются маломобильными, сюда относятся и горожане с инвалидностью, пожилые люди, родители с колясками, временно травмированные и другие. Этому населению требуется доступность в общественном пространстве. На тот момент Панфилова была первой пешеходной и самой известной улицей, которая, как заявляли архитекторы, урбанисты, чиновники, максимально комфортна для человека.

В итоге мы заметили, что эта улица, которая сделана предельно хорошо по заявке создателей, имеет много недочетов, которые указаны в фильме. Ее нужно еще усовершенствовать и усовершенствовать. У нас, к сожалению, не хватает СНИПов, чтобы учесть все элементы доступности. Поэтому архитекторы не могут сделать что-то сверх этого или то, что не соответствует СНИПам. Они, например, нам говорят: мы не можем здесь поднять бордюр или поребрик, потому что такой строительной нормы нет. У нас также нет нормы по лавочкам и скамейкам, поэтому как получается, так и делают. Много моментов, которые снижают скорость маломобильных пешеходов и увеличивают их время на достижение цели. Нам бы хотелось, чтобы общественные пространства стали более инклюзивными.

Если брать улицу Панфилова и использовать ее просто как пространство, по которому можно пройтись, то в принципе каждый участник с поставленной задачей справился – кто-то дольше, кто-то быстрее. Но если брать во внимание пандусы, бордюры, сложнее всего было их преодолевать пешеходу на коляске – человек застревал, притормаживал. Показатель качества пространства – его безопасность, так один герой чуть не упал из-за ленты, которая ограждала посреди тротуара детскую площадку. Но не один из наших пешеходов с инвалидностью не смог бы легко и просто самостоятельно зайти ни в одно кафе или магазин. То есть они не смогли воспользоваться другими услугами, которые оказывают на этой улице. Ведь для чего эта улица? Чтобы люди гуляли, расслаблялись, кушали, покупали. Но, например, пешеходу на инвалидной коляске не нашлось ни одного кафе, где бы он хотя бы на летнике смог остановиться и покушать.

Алматинке Екатерине Жигитжановой, которая перемещается на костылях, приходилось всё время смотреть себе под ноги, чтобы не споткнуться, из-за этого у нее не оставалось возможности оценить красоту самой улицы. Она добавляет, что зимой Панфилова становится очень скользкой для таких пешеходов, как она. В целом, претензии пешеходов с инвалидностью совпадают. Они примерно следующие: крутые и кривые пандусы, неровно уложенная плитка, решетки вдоль путей движения, недоступные входные группы, высоко расположенные кнопки светофоров, отсутствие поручней, припаркованные на тротуарах авто, недостаток или отсутствие информационных вывесок, указателей и др. И почти все пешеходы отметили негативное или назойливое отношение окружающих и непонимание обслуживающего персонала, а этому нашему обществу надо учиться и учиться.

АЛМАТЫ