Между тем эксперты утверждают: мы пока к этому не готовы!
Сравнивать доходы с расходами – обычная практика в развитых странах. Получили ли вы зарплату, дивиденды с ценных бумаг или бабушка из Калифорнии оставила вам наследство – об этом тут же становится известно налоговому инспектору. И если в вашей налоговой декларации цифры не совпадут с его данными, то вас ждут серьезные неприятности!
От пристального взгляда налоговика ничего не ускользает: будь то покупка авто, дорогих побрякушек или загородного дома. Походы к стоматологу, оплата учебы ребенка за границей тоже попадут в компьютер – ведь почти все покупки там осуществляются с помощью банковских карт или чеков, и банк тоже отчитывается перед налоговиками. Так что все прозрачно.
Интересно, что с введением всеобщего декларирования налоговикам будет доступна база данных БТИ, дорожной полиции и других органов, фиксирующих сделки. Будут приветствоваться и “сливы” информации от третьих лиц. Обещается также, что фискалы смогут получать информацию и о зарубежных счетах и недвижимости граждан, которые обязаны будут декларировать свои доходы.
Другое дело у нас. Декларирование доходов в Казахстане пока носит “явочный” характер: что показали, то и учтут. Например, как говорят эксперты, многие депутаты и госслужащие нередко просто игнорируют графы в налоговой декларации, где обязаны указать наличие депозитов, участие в уставном капитале отечественных и зарубежных компаний. Зайдя на сайты некоторых министерств и личные странички депутатов Парламента, мы удостоверились в этом. Зачастую министры и их подчиненные указывают лишь квартиры, в которых проживают, и какой-нибудь скромный земельный участок.
Хотя надо отдать должное отдельным депутатам: они не поскромничали и указали окромя квартир еще и наличие дорогих авто и вкладов в банках второго уровня.
По словам председателя Налогового комитета Даулета ЕРГОЖИНА, уже в 2012 году свои доходы за предыдущий 2011 год должны были задекларировать госслужащие, сотрудники нацкомпаний и госпредприятий, работники акционерных обществ с участием государства и другие. Однако срок был перенесен сначала на 2013 год, потом на 2014-й. Всеобщее декларирование должно заработать по планам чиновников в 2017 году.
Но до сих пор никакого законопроекта о введении всеобщего декларирования нет и в помине. Об этом мы также узнали из выступления Д. Ергожина 11 января 2012 года:
– В феврале мы собираем людей, кто непосредственно будет с этим сталкиваться, они в течение месяца должны завершить подготовку законопроекта и до конца лета этого года принять уже соответствующий законопроект.
Председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат ЕРТЛЕСОВА тоже не уверена, что и в 2017 году в Казахстане будет введено всеобщее декларирование:
– Сейчас идет большое отставание: Минфин не успевает принять методологию. Это же не просто заполнить декларацию, нужно хорошо сопоставить ваши данные с моими, если мы с вами родственники, сравнить доходы с расходами – это сложная система. Вряд ли они в срок уложатся.
По словам Ертлесовой, “наши министры свои доходы опубликовали, но декларация о доходах сама по себе ни о чем не говорит, пусть министры расходы покажут…”.
И глава государства тоже подчеркнул:
– Надо использовать новые правовые механизмы, информационные возможности для предупреждения коррупционных нарушений… Необходимо переходить к декларированию не только доходов, но и расходов государственных служащих.
И поручил правительству в трехмесячный срок подготовить и представить комплексную антикоррупционную программу.
Институт политических решений в июне 2011 года провел соцопрос по поводу введения всеобщего декларирования. Более трети опрошенных (37,3%), отвечая на вопрос “Как вы относитесь к инициативе?”, равнодушно пожимали плечами. С тем, что декларировать доходы надо, согласен каждый четвертый казахстанец (26,5%).
При этом каждый пятый (21,8%) против декларирования своих доходов, поскольку такая мера лишь усилит бюрократические проволочки и коррупцию.
По словам Даулета Ергожина, в любом случае прятать свои доходы будет уже невыгодно. Также неэффективно их будет записывать на своих родственников – как сейчас принято. Ведь налоговый инспектор спросит со всех, в том числе с ваших родственников: откуда столь дорогие расходы?
С введением перекрестного контроля обнаружить спрятанное имущество будет минутным делом.
Однако помимо “ужасов” всеобщее декларирование сулит и небольшие выгоды.
– Правительство рассматривает вопрос о вычетах на образование, здравоохранение, – поведал Д. Ергожин. – Ведь если гражданин указывает не только доходы, но и суммы, которые он потратил на здравоохранение, образование, значит, государство эти деньги не тратило, то есть он сэкономил государственные деньги.
Каков будет эффект от всеобщего декларирования, покажет время. Однако уже сегодня понятно, что прежде необходимо поднять налоговую культуру населения. Ведь недавние выборы в Мажилис и маслихаты показали: порой этой культуры недостает даже у кандидатов в депутаты! Да и с документацией у нас в базах данных полная чехарда…
Надо сказать, что своим выступлением Президент усложнил задачу фискальных органов, ведь им придется вплотную заняться изучением расходов высокопоставленных чиновников – депутатов, министров и их близких родственников. А также залезть в заграничные счета и реестры недвижимости, чтобы и там поискать: нет ли там какого “завалявшегося” имущества у наших слуг народа?
Ведь, по большому счету, остальному населению Казахстана, которое получает среднюю заработную плату 50 – 90 тысяч тенге, особо декларировать нечего!
Главная цель, которой хотят достичь всеобщим декларированием доходов, – это искоренение надоедливой, как плесень, проблемы – коррупции. Но вряд ли оно решит эту проблему. Тогда ради чего тратить огромные средства на введение декларирования, сбор налоговых деклараций с бедного населения?
Опять же сотрудников налоговых органов вряд ли будет достаточно, чтобы одномоментно обработать декларации как минимум 10 млн. человек. Значит, придется нанимать временных работников. Но кто гарантирует тайну данных? Не окажется ли завтра эта информация на каком-нибудь рынке в Алматы или в открытом доступе в Интернете?
Председатель Палаты профессиональных бухгалтеров и аудиторов РК Нурлан АЛИМБЕТОВ:
– В развитых странах львиную долю доходов государству дает население. В США налоги с физлиц дают около 60 процентов дохода в бюджет, в Великобритании, Швейцарии, Швеции – до 40 процентов. У нас же эта цифра ничтожно мала.
Как только у нас примут все необходимые законы, подготовят документы, свой толчок получат профессии налоговых консультантов и бухгалтеров. Ведь население в большинстве своем не владеет навыками заполнения налоговых деклараций. Для самих декларантов это даст возможность иметь хорошее кредитное досье. Как это все решит проблему коррупции? Возможно, будет проводиться мониторинг самых крупных сделок, выборочная проверка налоговых деклараций на предмет их соответствия действительности. В отличие от уголовного права налоговое подразумевает презумпцию заведомой виновности налогоплательщика, когда все бремя доказательств своей невиновности лежит на нем самом.