Какой будет пенсионная реформа

– Вы активно выступаете на различных мероприятиях, посвященных ситуации в пенсионной системе Казахстана. И на одном из них представили объемную программу по ее реформированию. При этом вы настаиваете, что пенсионная система страны не испытывает кризис.

– Сегодня пенсионная система испытывает трудности, связанные с общим финансовым кризисом и недоработками в фискальной политике государства. Но, наверное, главная причина состоит в том, что огромный пласт населения не перечисляет обязательные пенсионные выплаты или отчисляет их нерегулярно. Здесь существуют проблема недоверия граждан к пенсионным фондам и большая доля теневой экономики, когда ряд отраслей, в основном это малый и средний бизнес, строительство, торговля, делает очень мало пенсионных отчислений своих работников. В лучшем случае их работодатели указывают минимальную заработную плату и от этого уровня делают отчисления.

Я не считаю происходящее кризисом. Но пенсионная система требует постоянных усовершенствований.

– Почему тогда критики говорят, что пенсионная система не выполняет своей социальной функции?

– Проблем несколько. Основная – в невысокой доходности по сравнению с уровнем инфляции. Ее источник – в финансовом кризисе и жестких нормативах, по которым мы работаем. Многие говорят, что пенсионные вклады не приносят им дохода, поэтому фонды работают плохо. Но почему-то никто не смотрит на уровень доходности других институтов. Депозиты банков сегодня разве выше инфляции?

Нас вынудили все деньги вкладывать в государственные ценные бумаги. Ставка их доходности намного меньше инфляции. Когда больших инвесторов загоняют на узкий рынок, цена на этом рынке падает. Такое государственное регулирование приводит к тому, что уровень доходности пенсионных вкладов будет ниже инфляции.

Всемирный банк тоже критикует Казахстан за то, что уровень накоплений невелик. Где-то в районе 200–250 тысяч тенге. Мы исследовали базу наших вкладчиков, чтобы посмотреть, насколько среднестатистические цифры отличаются от наших данных, от того, что мы имеем на самом деле. Выяснилось, что средняя сумма накоплений вкладчиков, работающих, например, в системе здравоохранения и начавших делать пенсионные отчисления с 1998 года, составляет примерно 700 тысяч тенге. В системе образования этот уровень – около 1 миллиона тенге. То есть средняя сумма накоплений гораздо выше тех 200 тысяч тенге. Картину искажают те вкладчики, которые не делают отчислений. Их порядка 55 процентов от всех работающих.

– Вы предлагаете стимулировать людей делать взносы в пенсионные фонды?

– Надо создавать как можно больше стимулов, чтобы люди делали самостоятельно отчисления. С другой стороны, нужно сохранять компоненты солидарной системы, чтобы обеспечить пенсионеру хотя бы прожиточный минимум, даже если он не делал пенсионных отчислений. Сочетание этих двух пенсионных систем – накопительной и солидарной – пока единственное, что придумано.

 Главный плюс накопительной системы – возможность самому участвовать в обеспечении собственной старости. Главный минус – зависимость от фондовых рынков. Колебание стоимости ценных бумаг на рынке сказывается на накоплениях граждан. Наш человек хорошо понимает принцип депозита, когда положил деньги на счет, где они приумножаются. НПФ используют другой принцип – доверительного управления, когда никто не гарантирует обязательного дохода, но инвесторы стараются заработать максимально то, что могут заработать. Это нашим гражданам не очень понятно.

– То есть вы предлагаете сохранить солидарную систему в роли подушки для обеспечения прожиточного минимума и накопительную, которая будет призом для тех, кто сумел позаботиться о своей старости заранее?

– Совершенно верно. Накопительная пенсионная система позволяет тем гражданам, которые делают хорошие отчисления, получать более комфортную пенсию. Для этого надо стимулировать работников и их работодателей делать регулярные отчисления. Но таких стимулов, которые позволяют получать эффект сейчас и сразу, очень мало, и они дорогостоящие. В России, Чехии и ряде других стран существует порядок, при котором государство доплачивает 100 процентов от суммы пенсионных отчислений. Но даже в этих странах говорить о каком-то большом успехе нельзя.

В Чили после оценки деятельности накопительной системы на 27-м году работы тоже столкнулись с такой же проблемой: индивидуальные предприниматели ничего не платят в пенсионные фонды. Тогда в качестве стимула предложили тем предпринимателям, которые перечисляют пенсионные взносы в полном объеме на себя и своих работников, отдавать назад подоходный налог за прошлый год. Так государство как бы пользуется этим налогом 1 год, а затем возвращает его предпринимателям.

– Что вы имели в виду, говоря о необходимости повышения минимального пенсионного взноса?

– Сейчас Законом “О пенсионном обеспечении” установлено, что с человека удерживается 10 процентов от его дохода в виде пенсионных взносов. Есть верхний и нижний пределы таких отчислений. Нижний предел – десятая часть от минимальной зарплаты (на 2012 год она установлена в размере 17 439 тенге. Соответственно нижняя ставка пенсионных взносов – 1744 тенге в месяц).

В неформальном секторе нашей экономики половина граждан имеет доходы выше декларируемых. В нашем фонде 5 процентов вкладчиков ничего не перечисляют, около половины – перечисляют или эпизодически, или только 10 процентов от минимальной зарплаты. Поэтому мы предлагаем увеличить минимальную ставку перечисления, чтобы это было не 10 процентов, а другой показатель. Но для того, чтобы сказать точно, сколько это должно быть, необходимы актуарные расчеты.

Конечно, это жесткая мера. Но это требование коснется только тех, кто пользуется такой нормой. Люди с большей зарплатой, например 25–30 тысяч, так и будут отчислять свои 10 процентов.

– Как вы видите введение обязательных пенсионных взносов для работодателя?

– Сегодня работа накопительной пенсионной системы касается только фонда и его вкладчика, который приумножает эти взносы. В этой схеме работодатель – это агент по уплате этих пенсионных взносов. Деньги работодателя на пенсионный счет вкладчика не попадают. Когда мы говорим о людях, работающих на тяжелых работах, мы понимаем, что они должны выходить на пенсию раньше. Они физически не в состоянии работать до общего пенсионного возраста. Для того чтобы дать людям возможность раньше выйти на пенсию, внедряются такие профессиональные взносы, когда работодатель становится третьим, корпоративным участником пенсионной системы.

Сегодня эта система работает на добровольных началах. Есть перечень профессий, установленный правительством, для которых утвержден более ранний выход на пенсию.

– Судя по вашим выступлениям, вы очень спокойно отнеслись к предложению повысить пенсионный возраст для женщин...

– В нашем обществе женщины, как правило, хуже защищены материально, чем мужчины. Они выходят в декретный отпуск. Многие женщины – домохозяйки, обслуживают своих супругов и детей. Как я понимаю, выводы Нацбанка говорят, что доходы женщин значительно ниже, чем у мужчин. Значит, когда они будут выходить на пенсию, их средств не будет хватать ни из солидарной системы (потому что нет стажа), ни из накопительной, если она туда ничего не перечисляла. Такая социальная проблема у нас может появиться в будущем.

Столкнутся с ней женщины, выходящие на пенсию через 10–20 лет. Для государства это будет большой проблемой, поэтому Национальный банк предлагает предпринять меры уже сейчас. В том числе и через повышение пенсионного возраста.

В дополнение к тем программам, которые предлагаются, можно было бы разработать меры по стимулированию добровольных отчислений от мужчин в пользу своих неработающих супруг.

Во-вторых, у нас в Казахстане действует следующая мера. Когда один из супругов умирает, то второй наследует его пенсионный вклад. Причем все эти деньги выдаются ему единовременно. Эти деньги часто сразу же и тратятся. В других странах одним махом такие деньги не выдают. Они эти накопления называют пенсией по потере кормильца. И жена умершего вкладчика получает эти деньги как пенсию по достижении пенсионного возраста.

– Вы допускаете возможность допуска вкладчиков к управлению своими активами?

– В этом направлении мы уже получили поддержку от депутатов и государственных органов. Развивается система мультипортфелей – тогда человек сможет выбрать для себя ту стратегию, в которой он себя чувствует более комфортно. То есть консервативная стратегия – это маленький доход, но стабильный. Агрессивная стратегия – это когда портфель инвестора постоянно трясет вверх-вниз, но в итоге на большем промежутке времени он получает, как правило, больший доход. И между ними  умеренный по доходности портфель.

Мы с 2012 года начали переход к такой системе. С 2015 года должны развернуться агрессивные портфели, они будут предлагаться вкладчикам в добровольном порядке.

– Здесь, наверное, ключевым является не возможность выбора портфеля, а возможность выбора направления инвестирования своих средств?

– Здесь надо двигаться шаг за шагом. После того как люди определятся по группам, по своему отношению к деньгам, тогда можно будет делать свои индивидуальные программы и составлять пакеты по видам финансовых инструментов.

– На рынке страны достаточно бумаг, чтобы вы смогли работать с такими программами и предлагать своим клиентам более агрессивные портфели?

– Нельзя сказать, что Казахстан не нуждается в инвестициях. Нам нужны средства для улучшения инфраструктуры. Особенно городской инфраструктуры. Это вода, коммуникации, вся коммуналка, дороги. И деньги пенсионных фондов могли бы работать на развитие этой сферы.

Но для того, чтобы инфраструктурные проекты заработали в полную силу, необходима доработка законодательной базы, в которой будут четко определены принципы государственно-частного партнерства и, естественно, привлекательные проекты. Сейчас работа в этом направлении ведется.

- По официальным данным, средний уровень пенсионных накоплений в Казахстане равен 250 тысячам тенге на работающего человека. По мнению пенсионных фондов – более 700 тысяч тенге.

- Больше 50 процентов казахстанцев не отчисляют деньги в пенсионные фонды.

- Главный плюс накопительной системы – возможность самому участвовать в обеспечении собственной старости. Главный минус – зависимость от фондовых рынков. Колебания ценных бумаг на рынке сказываются на накоплениях граждан.

- Пенсионные деньги предлагается вкладывать в коммунальную сферу и дороги.

- В случае смерти одного из супругов второй наследует его пенсионный вклад. Причем все эти деньги выдаются ему единовременно.