В Казахстане две причины для роста экономики: первая – импортозамещение, вторая – появление тех отраслей, которых никогда не было в нашей стране или которые были неразвиты.
Посмотрите вокруг себя. Как много предметов сделано в Казахстане? Может быть, напольное покрытие, стекло, шифер, мебель. А остальное? Автомобили, одежда, светофоры и лампы уличного освещения, бытовая техника и электроника – это все импортное. Казахстан завозит даже битум для асфальтирования своих дорог!
А что вы едите? Продукты в вашем холодильнике тоже по большей части наверняка импортные.
После девальвации все эти товары стали дороже как минимум на 20 процентов. Тем не менее мы продолжаем их покупать – они обеспечивают качество нашей жизни, без них уже не обойтись. Производство этих товаров может быть лучшим выходом для экономики страны. Ведь несколько лет назад никто не верил, что в Казахстане возможно производство автомобилей – сегодня наши предприятия уже хотят пересадить чиновников на свои машины.
И все, что импортирует Казахстан: ТНП, машины и оборудование, а также запчасти к ним, металлоконструкции, строительные материалы, продукты питания, можно производить в стране.
Какие отрасли самые перспективные?
Самый популярный путь развития для предприятий, выросших из торговли и сферы услуг. Так поступает множество крупных компаний страны, большей частью в сфере компьютерной и бытовой техники. В 2013 году Казахстан произвел компьютерной техники на 200 миллионов долларов. При этом объем рынка составляет более 700 миллионов долларов.
В Алматы действует российское геодезическое предприятие, для которого оказалось выгодным не завозить готовое оборудование из-за границы, а собирать его из комплектующих, закупаемых в Китае. За счет налоговых преференций такой товар оказался даже дешевле китайского при более высоком качестве.
В Казахстане действует 707 предприятий легкой промышленности. Но большинство крупных текстильных предприятий, запущенных по Карте индустриализации, простаивает из-за отсутствия оборотных средств. Между тем отечественный легпром удовлетворяет потребности казахстанцев только на 8 процентов, по обуви – на 1 процент.
Потенциал казахстанского рынка мебели оценивается в 3,5 миллиарда долларов. Сейчас ежегодно расходы одного казахстанца на покупку продукции отрасли в среднем составляют примерно 10–15 долларов. Несмотря на падение объемов производства в дерево-обрабатывающей отрасли, за 10 лет примерно в 30 раз, этот рынок и сейчас обширен.
Сегодня в Казахстане зарегистрировано около двух тысяч предприятий, работающих в сфере деревообработки и изготовления мебели, из них примерно 400 – в Алматы. Они на 70–80 процентов вытеснили с рынка импортную мягкую мебель, в Алматы – почти на 90 процентов.
Отрасль остается одной из самых значимых для экономики страны. Ее объем в 2013 году составил 5,3 триллиона тенге. Последние годы она стабильно растет на 13–15 процентов. В сфере торговли заняты более 1,2 миллиона казахстанцев, или 13 процентов от трудоспособного населения республики. Из 1 миллиона 180 тысяч индивидуальных предпринимателей в торговле работает 508 тысяч.
Но удельный вес торговли на рынках за 2013 год в объеме розничного товарооборота составил 47 процентов. Думается, этот сегмент будет постепенно сокращаться в пользу крупных сетевых магазинов. Причем главным полем для развития станут регионы страны, где торговля развита слабо.
Сегодня размер рынка e-commerce в Казахстане – примерно 200 миллионов долларов. Это примерно 0,45 процента от общего рынка розницы в Казахстане, мизер по сравнению
с 8 процентами в России или 11 процентами в США.
Если правительство найдет способ эмиссии электронных денег и разрешит проблему с взиманием с е-торговли НДС, то рынок “взорвется” и вполне может догнать развитые страны. В условиях Казахстана электронная торговля сможет приблизить весь гигантский ассортимент товаров для покупателей в регионах.
Пищевая отрасль – одна из немногих, которую кризис не особенно затронул. Люди продолжают есть и пить независимо от экономических потрясений. Но именно этот сегмент остается главным индикатором кризиса – население покупает более простые и дешевые продукты питания, больше потребляется хлеба, картофеля, жиров и сахара. А вот дорогие виды кондитерских изделий или напитков переходят в разряд сувениров, подарков к праздникам.
В селе проживает чуть меньше половины населения страны. Но в структуре ВВП доля сельского хозяйства с каждым годом неуклонно снижается: в 2014 году она составляла всего 6 процентов. В последние годы правительство РК начало оказывать помощь АПК, ведь вот парадокс: обладая огромными земельными ресурсами, мы не можем обеспечить даже собственную продовольственную безопасность. Суммы субсидий пока относительно невелики, но в будущем они будут, как обещают, увеличиваться.
Главный посыл действий при кризисе – экономия. Поэтому будет развиваться сфера услуг, направленных на снижение затрат. Это кадровые агентства, занимающиеся нормированием труда и оптимизацией, консалтинговые и аутсорсинговые компании.
Эти сферы в Казахстане почти не развиты. Хотя именно в этой части отечественным предприятиям следует поработать. Первые могут обеспечить большую эффективность от труда работников, вторые – повышают эффективность предприятий в целом, третьи – занимаются непрофильной работой для предприятий.
Марат Кайрленов, директор консалтинговой компании Ulagat Business Group:
– Можно рассмотреть несколько сценариев. Допустим, цены на нефть упали до 80 долларов. В этой ситуации, наверное, будет развиваться сырьевой бизнес – нефтедобыча, транспортировка и куча предприятий по их обслуживанию.
Если произойдет еще одна девальвация тенге – будут созданы условия для импортозамещения. Импортные товары станут дорогими, и сложится потенциал с точки зрения замещения их продукцией собственного производства, начиная от продуктов питания и заканчивая сборкой из готовых комплектов. Ведь кризис – это и угроза, и возможности.
Государство объявляло политику индустриально-инновационного развития, но сейчас все поняли, что сначала надо построить дороги. А это создало спрос на те товары, которые мы можем производить: щебень, тот же битум.
В Казахстане несколько миллионов автомобилей, и их количество растет. Может быть, нужно наладить производство запчастей?
У бизнеса будет два драйвера – государственные программы развития, которые призваны привлечь к работе максимальное число людей, второе – импортозамещение. Люди поневоле начнут экономить, покупать что-то попроще, подешевле. Ту же мебель, оборудование, сырье. А это мы уже можем производить.
Опять же у нас есть доступ на российский рынок. Понятно, что санкции против России – это надолго. Года на два-три точно. Самый легкий способ – это реэкспорт. Но он тоже контролируется, поэтому можно организовать самую простую переработку. Примерно так стали делать в Беларуси: построили рыбозавод, но только для посола и разделки тушек. Уже получили новый продукт по другой номенклатуре.
Прошлые девальвации мы не использовали, так как у нас “жирок” был большой. После кризиса 2009 года наша экономика росла на 7 процентов в год. В основном за счет резервов. Сейчас прогноз развития поскромнее – 4,8 процента. Значит, неизбежно нужно думать и работать.