Половодье накрывает Туркестанскую и Кызылординскую области. По словам генерального директора ТОО «Проектный институт Казгипроводхоз» Анатолия Рябцева, «это может произойти во второй половине февраля».
В интервью zakon.kz он сказал, что паводки обеспечат «повышенный приток к Шардаринскому водохранилищу, что может обернуться потопом». А заодно подверг критике Министерство экологии и природных ресурсов. По мнению Анатолия Дмитриевича, ведомство просто «успокаивает общественное мнение и не принимает никаких мер по избеганию форс-мажорных обстоятельств».
Экс-глава комитета по водным ресурсам Минсельхоза и ныне директор международного исследовательского центра Water Hub знает что-то больше, чем республиканские и местные исполнительные органы?
Справка «Каравана»
В четверг утром осадки и таяние снега привели к подтоплению дворов и улиц в Кентау, Туркестане и четырех районах Туркестанской области. Местные власти при поддержке МЧС начали отвод и откачку воды. В тот же день туда вылетел министр по ЧС Юрий Ильин.
За пару дней до этого пришло сообщение, что в Коксарайском контррегуляторе воды скопилось более 5 млрд кубометров, это на 2,2 млрд больше, чем в прошлом году. А снега в горах Туркестанской области выпало выше нормы на 47-49 процентов. Катастрофа, как считает г-н Рябцев, была неминуема?
Понятно же, что все госструктуры, так или иначе ответственные за недопущение критических ситуаций, учли ошибки прошлых лет, когда стихия сносила дома, уничтожала продукцию фермеров, их скот. И гибли люди. Поэтому в филиале «Казводхоза» Туркестанской области с мнением г-на Рябцева не согласны. Там считают, что регион подготовился к половодью во всеоружии: людские и материальные ресурсы мобилизованы загодя. Разработаны планы противостояния половодью. И не только в южных областях страны.
Вода план покажет?
В середине января медиапортал Caravan.kz разослал запросы в разные министерства. Вопросы были очевидными: как они готовы противостоять паводкам? Какие меры запланированы? Какие-то ответы сначала были озвучены на заседании правительства 24 января премьером Алиханом Смаиловым. По его словам, «дренажные системы, русла рек, арыки, ливнёвки не очищены и не подготовлены к предстоящим паводкам. Водохранилища и плотины с дамбами не ремонтированы и не модернизированы. А снега в это году выпало больше нормы… Говорить о готовности к паводковой ситуации пока не приходится». Выходит, Рябцев прав?
Кипятка в ситуацию добавил на заседании и министр по чрезвычайным ситуациям Юрий Ильин. По его словам, в зоне подтопления более 230 населенных пунктов, в которых проживает свыше 700 тысяч граждан. А к зонам риска относятся Актюбинская, Акмолинская, Алматинская, Атырауская, Жамбылская, Абайская, Карагандинская, Костанайская, Туркестанская, Жетысуская, Восточно-, Западно- и Северо-Казахстанские области.
Еще одна беда – недавние морозы. В нескольких областях (в основном на востоке, севере и в центре республики) почвы промерзли в среднем от 7 до 59 сантиметров вглубь. Это значит, что земля не сумеет впитать талые воды. И они, как считают фермеры, могут снести верхнюю часть плодородных почв.
Да, 24 января на заседании правительства г-н Ильин тоже наехал на Минэкологии: оно де «учитывает ремонтные работы только республиканских сооружений. КомМунальные и частные остаются без внимания уже много лет». Но хватит ли у областных акиматов своих средств, чтобы противостоять половодью?
Паводок в глаза – «божья роса»?
Наш портал получил официальные ответы от госорганов из Астаны. Вот, что сообщает Минэкологии: «На базе РГП «Казводхоз» создано 377 постов, которые ежедневно в 8 утра и 20.00 производят наблюдения за уровнем воды… При сильных колебаниях переходят на учащенный режим наблюдений… В филиалах «Казводхоза» созданы региональные штабы для круглосуточного мониторинга… На случай возникновения ЧС подготовлены спецтехника и транспорт – 1401 единица, ГСМ – 3500 тонн, инертные материалы – 50 тысяч тонн, мешкотара – 38 200 штук».
Хватит ли этого для того, чтобы остановить стихию?
К слову, из 1806 гидротехнических сооружений 471 требует капитального ремонта. Почему центральные и местные органы власти не занимались решением этой проблемы раньше? И кто им мешал – видимо, этими вопросами займутся, когда пожар половодья стихнет?
Интересный ответ пришел из Минсельхоза. В нем сказано, что ответственность за работу гидротехнических сооружений несут их собственники – не важно, это муниципальные, республиканские или частные предприятия. При этом контролировать их работу должны «уполномоченные органы и бассейновые инспекции». Видимо, плохо контролируют? Им паводок в глаза – «божья роса»?
Справка «Каравана»
В бассейнах рек Акмолинской области толщина снежного покрова выше многолетних значений на 11-21 %. В Северо-Казахстанской – на 15 %. В Карагандинской – на 22-23 %. В Костанайской – до 72 %. В бассейнах реки Илек (Актюбинская область) – до 53 %.
А дальше – еще больше. В горных и предгорных реках Восточно-Казахстанской области количество осадков превысило нормы от 199 до 367 процентов. В Жамбылской области – до 378, в Туркестанской – до 310, в Алматинской и Жетысуской – до 158 процентов.
Это выше среднелетних значений – от двух до четырех раз.
Воды отойдут. Что в итоге выйдет?
Наводнения – это всегда ущерб государству и гражданам. В этом году на предотвращение и ликвидацию последствий паводков, как сказано в ответе Минфина на запрос нашей редакции, в чрезвычайном резерве правительства предусмотрено 3,5 млрд тенге. Это меньше, чем в предыдущие годы. Рекорд пока за 2020 годом, когда пришлось привлечь 17,2 млрд. Это на спасательные работы с участием МЧС, вооруженных сил (включая технику, ГСМ и т.п.). Но без учета возмещения ущерба фермерам, потерявшим скот и снесённые стихией плодородные слои почвы. Но именно фермеры – гаранты продовольственной безопасности страны.
В ответе Минсельхоза на запрос редакции сказано, что с 2020 года в стране работает новая система добровольного страхования в АПК. Она предусматривает субсидирование 80 % страховых премий. Оператор – Аграрная кредитная корпорация. Все страховые случаи она фиксирует на основе данных дистанционного зондирования земли, «что позволяет полностью исключить человеческий фактор в системе. Мониторинг уровня влаги ведется на постоянной основе. Факт наступления страхового случая фиксируется автоматически». В Казахстане каждый год на ликвидацию паводков уплывают миллиарды тенге
По поводу паводков в ответе Минсельхоза есть и такое: «В растениеводстве действуют инструменты страхования от избытка и дефицита влажности почвы. В животноводстве действует страхование КРС, МРС, лошадей, птиц от стихийных бедствий, таких как наводнения, затопления, половодье, паводки, сели, лавины… Также действует страхование индекса уровня биомассы пастбищ».
Справка «Каравана»
В 2018 году несколько десятков баранов в Кызылординской области эвакуировали из зоны вертолетом, что зафиксировали местные СМИ. Тогда час полета стоил 500 тысяч тенге.
Этот «банкет» был за счет госбюджета?
От стихии страхуем только по закону
Звоним председателю правления страховой компании «Жусан гарант» Абаю Егембердиеву.
- Да, мы и скот фермеров страхуем. Есть специальная госпрограмма, мы в ней участвуем. По паводкам пока большие суммы не выплачивали. А вот по засухам в последние два года (пауза, вздыхает) - 600, 900 миллионов тенге, один раз даже больше. Но тогда руководители крестьянских хозяйств поняли, как страхование защищает их труд. Никто же не знает, где и когда стихия ударит.
- Абай Аканович, есть сельхозпостройки, которые попадают в зоны затопления. А есть особняки, возведенные в водоохранных зонах. И не всегда законным путем. На заседании правительства министр по ЧС Юрий Ильин их упомянул. Но имена-фамилии не назвал. Спасать владельцев таких коттеджей тоже приходится за счет государства. Вы их страхуете?
- Если нет техспаспорта, прочих правоустанавливающих документов, то такие объекты страхованию не подлежат. Не исключено, что при строительстве были технологические и прочие отклонения. Нужна тщательная экспертиза. В таком случае не очень важно – это большой чиновник или бизнесмен. И мы не хотим рисковать. У властей есть законное право снести незаконно построенные объекты.
- Не дожидаясь, пока «правосудие» совершит стихия?
- Сами будут виноваты. Но у нас много домов и квартир, застрахованных от наводнения. Конечно, на них были все правоустанавливающие документы.
Справка «Каравана»
Лет 10 назад в Западно-Казахстанской области паводок снес несколько сотен домов, построенных в водоохраной зоне. В том числе и резиденцию акима области в Уральске. Из-за чего ему пришлось переехать в гостиницу.
Конечно, это частный случай. Но незаконные постройки на берегах рек, особенно на юге республики, до сих пор продолжают возводить. Большие бастыки и бизнесмены стихии не боятся? Ну да, подразделения ЧС, армии, волонтеры всегда придут на помощь. Они ведь тоже граждане РК.
Ситуация на сегодня и прогноз на завтра
По данным директора департамента гидрологии РГП «Казгидромет» Аделя Ахметова, уже завтра (5 февраля) в Туркестанской, Жамбылской, Алматинской и Жетысуской областях «ожидаются интенсивное снеготаяние, формирование ледовых явлений и подъем уровня воды в местных реках».
В целом потепление этой весной ожидается в марте в среднем на 0,7-1,3 градуса. На юге страны, возможно, больше. В пятницу министр по ЧС Юрий Ильин сообщил, что «большая часть подтоплений в Туркестанской области ликвидирована… Подразделения МЧС минимизировали риски, это незначительные факты, которые были зафиксированы в дворовых территориях». И заверил, что «сил и средств МЧС достаточно для полной ликвидации».
Г-н Рябцев ошибся в своих прогнозах?
Лет пять назад в интервью «Каравану» гидроинженер Дмитрий Каримов предсказал эту ситуацию. Напомню: «Мы больше тратим денег на войну с последствием паводков, чем на их предупреждение. Я не понимаю, почему в правительстве и в областных акиматах эти деньги и ситуации не считают».
Одна фраза тогда не вошла в то интервью. Сейчас ее можно привести.
«Виноваты акимы, которые или покровительствуют хозяевам дамб, плотин, каналов, или через родственников владеют ими. На нашем юге это хорошо знают. Но там чиновники почти всегда непотопляемые».
P.S. Ситуация в Туркестанской области на субботу стабилизирована. Жертв и пострадавших нет. Но риски новых наводнений, по данным МЧС, остаются.