Вот уже несколько дней не утихает шумиха вокруг президентской образовательной программы «Болашак»: сотрудники Центра международных программ заявили, что программа «Болашак» находится под угрозой, и винят в этом топ-менеджмент Центра, а конкретно руководителя Жанболата Мелдешова и его трех его заместителей. В обращении к Администрации Президента бывшие и действующие сотрудники Центра, некоторые из которых выпускники программы «Болашак», заявляют, что их руководитель вынуждает увольняться "неугодных сотрудников, чтобы освободить места для своих людей".
Также они обнародовали скандальную видеозапись с совещания в Центре, на которой, предположительно, Жанболат Мелдешов называет стипендиатов программы «баранами».
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz вспомнил, в каких еще громких скандалах была замешана образовательная программа «Болашак».
«ЛИПОВЫЕ» СТИПЕНДИАТЫ
Критике программа «Болашак» подвергалась прежде всего за то, что по ней зачастую отправляли за границу не одаренных детей, а дочек и сынков влиятельных людей. Также из-за недобросовестного отношения к распределению грантов не раз приходилось смещать с постов ответственных должностных лиц.
Так, в 2009 году один из бывших руководителей Центра международных программ (ЦМП) Министерства образования и науки Альжан Бралиев привлекался к уголовной ответственности по подозрению в нарушении правил распределения президентских стипендий. Чиновника обвиняли в том, что он незаконно включил в списки около 40 «липовых» стипендиатов и таким образом нанес ущерб государству в 134 миллиона тенге.
НЕРАЗБЕРИХА В РАБОТЕ
Также Центр международных программ «Болашак» «отмечался» в отчетах контролирующих госфинансы органов как структура, в которой наблюдается неразбериха в работе.
Возникали вопросы к количеству стипендиатов, необоснованному списанию средств и т.п. Был даже случай, когда центр размещал целевые средства на депозитном счете банка, у которого уже была отозвана лицензия на проведение операций.
После «показательной порки» со стороны руководства страны все встало на свои места.
БИШИМБАЕВ И «БОЛАШАК»
Куандык Бишимбаев
Куандык Бишимбаев – первый министр в Казахстане, получивший образование по программе «Болашак». И он же сразу стал первым болашаковцем такого уровня, арестованным по подозрению в коррупционных преступлениях.
Бывший министр национальной экономики 36-летний Куандык Бишимбаев 10 января 2017 года был задержан в Астане по подозрению в неоднократном получении взяток в особо крупном размере на своей предыдущей работе в системе государственного управления.
В социальных сетях циркулируют полярные оценки как его личности, так и в отношении программы «Болашак», по которому на средства правительства Казахстана получили университетское образование за рубежом тысячи молодых людей. Впервые антикоррупционная кампания коснулась и первого «болашакера» на посту министра. Не остались в стороне и «болашакеры», в том числе член совета директоров фонда Baiterek Venture Fund Арман Кашкинбеков, директор департамента по внешним и внутренним коммуникациям фонда «Самрук-Казына» Айдар Махметов и заместитель председателя правления компании «Центр развития Алматы» Асет Абдуалиев. Они разместили посты в поддержку Куандыка Бишимбаева, а также дают высокую оценку программе «Болашак».
ИСЧЕЗНУВШИЙ СТУДЕНТ
В 2016 году программа «Болашак» вновь стала предметом бурного общественного обсуждения благодаря Ержану Еликову – парнишке из Усть-Каменогорска, которого наше государство отправило в Пенсильванию получать степень бакалавра в области генной инженерии, но который в итоге затерялся на просторах США.
Отчисленный из университета казахстанец был лишен стипендии, и вместо того, чтобы вернуться на родину и рассчитаться с государством, потратившим на его обучение 24 миллиона тенге, залег на дно. Вот и поднялась волна. Родители парня, которые, по их словам, на протяжении уже почти пяти лет ничего не знают о судьбе сына, кинулись в МИД и Интерпол с криком «Помогите». А позже «проявился» и сам незадачливый студент – в социальных сетях с постом провокационного содержания. В нём он сообщает, что решил остаться в штатах, просил прощения у родных, прощаясь с ними навсегда.
ВОЗВРАТ ДЕНЕГ ГОСУДАРСТВУ
По данным на май 2017 года, больше 12 тысяч человек получили образование за рубежом благодаря стипендии «Болашак». Большинство из них, вернувшись в Казахстан, получили путевку в жизнь – стали госслужащими и бизнесменами. Но есть и случаи, когда стипендиаты сталкиваются с проблемами и судебными разбирательствами.
За всю историю программы «Болашак» за неуспеваемость были отчислены более 300 человек. Судебный процесс в 2013 году прогремел на всю страну. Рудничанка Анна Олейник по решению суда обязана вернуть государству около 15 млн тенге, потраченных за три года на ее обучение в Канаде. Основанием для расторжения договора стала плохая учеба стипендиатки в учебном заведении. Так как за три года учебы Анна не показала никаких результатов, и решением Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом в апреле 2009 г. была лишена стипендии «Болашак». Девушка и ее родные в суд не явились. Однако позже в редакцию местной газеты девушка отправила письмо со своей подписью, в котором говорилось, что «у нее есть свои причины отказа от какого-либо дальнейшего контакта с АО ЦМП и каких-либо выплат в их сторону» Девушка уверяла, что должны ей они, за весь моральный ущерб, нанесенный ее семье, и что их претензии несправедливы. Девушка отмечала, что «АО ЦМП не всегда выполняли обязательства со своей стороны, на стипендиата оказывалось давление, и ей "помогли" с успеваемостью, ни одна из просьб стипендиата в помощи и содействии ЦМП не была услышана». Олейник заявила, что занималась учебой, а не «кутила».
В Караганде в 2015 году обязали двух братьев вернуть государству деньги, потраченные на их обучение по международной программе «Болашак». Один из них должен отдать более 6 миллионов тенге, а второй – больше 24 миллионов тенге. Карагандинцы нарушили одно из условий контракта, который они подписывали, получая возможность учиться за границей - они не отработали в Казахстане положенные по контракту 5 лет. А это веское основание для расторжения договора и взыскания всей стоимости обучения вместе со штрафом.
В суд ни один из братьев не явился. Зато они прислали письменные отзывы. Карагандинцы написали, что не могут прийти в суд, поскольку работают в казахстанской фирме и находятся в заграничных командировках. Кроме того, в отзыве они указали, что Центр международных программ безосновательно лишил их стипендии. Во-первых, потому что решение комиссии не является легитимным. А во-вторых, по состоянию на 20 октября 2015 года они отработали на благо родного государства 1937 при требуемых 1825 дней. Братья приложили нотариально заверенные копии трудовых книжек и справки из пенсионного фонда.
В итоге суд вынес решение в пользу Центра международных программ. Он сослался на вердикт служителя Фемиды из Астаны, где «болашаковцы» оспаривали решение комиссии о лишении их стипендии. Столичный суд не нашел оснований для его отмены.
Бывали и случаи, когда судились с Центром даже круглые отличники.
По данным газеты «Время», Максат Калкабай был одним из тех счастливчиков, кому выпала возможность учиться в Малайзии за счет Казахстана. В 2006 году его заявка была одобрена Министерством образования, а в 2010-м дипломированный специалист прилетел на родину, чтобы с ней рассчитаться. Максат устроился в ТОО “Salam Study” главным менеджером по информационным технологиям. Однако через некоторое время у Центра международных программ стали возникать сомнения, что господин Калкабай по-настоящему, а не формально трудится в том самом ТОО. Повод для сомнения дала Пограничная служба Комитета национальной безопасности, которая сообщила в ЦМП график пребывания Максата за рубежом. Так вот, после того как мужчина стал тем самым менеджером по информационным технологиям, он тут же покинул Казахстан и провел за границей ровно год! В общей сложности с 2010 по 2014 год выпускник “Болашака” суммарно прожил за пределами родины более двух лет. Именно поэтому решением комиссии Калкабай был лишен стипендии и теперь должен вернуть государству всю сумму, потраченную на его обучение.
- После возвращения в Казахстан я устроился на работу в частную фирму, - объяснял Максат Калкабай. - Моя работа действительно была связана с поездками за рубеж. Более того, в договоре нет ни слова о том, что я не имею права выезжать за пределы республики, и за все годы я не получил ни устного, ни письменного уведомления о том, что нарушаю условия соглашения. Однако меня все равно лишили стипендии, и мне пришлось обратиться в суд. Даже представитель прокуратуры мои доводы поддержал: если в договоре нет пункта о запрете на выезд из страны, то нельзя по этим основаниям лишать стипендии! Как тогда отрабатывают пять лет сотрудники казахстанских посольств за рубежом? Там ведь тоже много выпускников “Болашака”, и они все время находятся за границей! Поэтому складывается впечатление, что условия обучения у всех разные. Одних наказывают из-за поездок за рубеж, а другим позволяют все, что душе угодно.
В аналогичной ситуации оказалась и другая выпускница “Болашака” Саида Литош. В программу она попала в 2009 году и после получения диплома сумела найти очень хорошую работу в одной из крупнейших аналитических компаний мира Thomson Reuters. К слову, девушка появлялась и на страницах казахстанских СМИ, делая прогнозы об изменении стоимости золота. Но так получилось, что работа у Саиды была в основном за пределами страны. За пять лет, которые Литош должна была отработать согласно договору с Центром международных программ, она более 27 месяцев провела за рубежом. Как итог - ее лишили стипендии, и теперь она должна возместить расходы государства на свое обучение.