Какими проблемами обернулся мораторий проверок для малого и среднего бизнеса в РК - эксперт

О том, какими проблемами обернулся для казахстанцев мораторий, “КАРАВАНУ” рассказал руководитель департамента охраны общественного здоровья столицы Садвакас БАЙГАБУЛОВ.

Штрафом – по человеческому фактору

– В соцсетях появилось много взаимных претензий, исходящих от санитарной службы и владельцев объектов общепита. Вы находите нарушения и публикуете их, вам отвечают, что вы душите бизнес, не даете работать и т. д. В случае с компанией “Happy Cake” дело дошло до суда. На каком этапе сейчас ваш диалог?

– Начнем с того, что это не общепит, а кондитерский цех, и, согласно закону, он должен иметь заключение СЭС, вне зависимости от выработки в день. Прежде чем открывать свою деятельность, все кондитерские цеха должны получить разрешение. А у “Happy Cake” три кондитерских цеха по городу, у которых нет разрешительных документов.

– Эти документы гарантировали бы, что отравления не случится?

– Санэпидзаключение не удостоверяет безопасности продукции на протяжении всей деятельности предприятия и не значит, что вы застрахованы от пищевых отравлений. Оно подтверждает, что в компании есть необходимое холодильное оборудование, производственные помещения и т. д.

Если это кондитерский цех, в нем должно быть также помещение и оборудование для обеззараживания сырых яиц, поступающих с птицефабрик.

Из них производится белковый крем для тортов, поэтому важно исключить заражение готовой продукции сальмонеллезом. У “Happy Cake” не было соответствующего оборудования и произошел занос сальмонеллы в белковый крем для торта “Птичье молоко”. Пострадали три семьи. Правоохранительными органами возбуждено уголовное дело по факту массового отравления, а “Happy Cake” подал в суд по вопросу наших проверок и акта предписаний. Дальше суд будет решать.

Что касается всех предприятий общественного питания вместимостью более 50 посадочных мест, правила таковы: в начале деятельности они получают разрешение СЭС, санэпидзаключение и проверяются по особому порядку один раз в полгода. Нарушения у них если и случаются, то очень редко. Например, к 8 Марта несколько работниц образовательной сферы решили провести корпоратив в ресторане “Тапчан-2” и отравились. Во время проверки были выявлены нарушения, но “Тапчан-2” в соцсетях шум не поднимал, что пришла СЭС проверять. Они всё исправили, заплатили штраф и продолжили работать дальше.

Наша проверка не предусматривает прекращения деятельности, она направлена на устранение нарушений здесь и сейчас. Если нужно обеспечить товарное соответствие, чтобы сырье и продукция не хранились вместе, компания устраняет нарушение. Если там повара без медосмотра, их отстраняют, отправляют на медосмотр и дальше работают. Они стараются, но везде есть человеческий фактор.

Повар пошла в туалет, руки как следует не помыла и начала готовить блюдо, не надев перчатки, – она заражает.

Либо она где-то простудилась, администратору не сообщила, вышла на работу, соответственно она – носитель стафилококков и осеменяет ими продукцию. Она приготовила, человек поел и отравился. Но это, повторюсь, единичные случаи.

Если говорить о пунктах питания до 50 посадочных мест, при открытии они просто осведомляют о том, что начали деятельность. Они освобождены от внеплановых проверок, то есть проверяются только в том случае, если будут жалобы. И еще один нюанс: сейчас субъекты малого бизнеса не проверяются контролирующими органами в течение трех лет. Предприниматели об этом знают, поэтому пользуются этими нюансами. Почему санитарные врачи в Казахстане бьют тревогу

2,5 года человек работает, потом меняет регистрацию и дальше освобождается от проверок. Бренд остается, а юрлицо меняется. Многие так делают: и кулинарии, и магазины, и парикмахерские.

Лямблии из фильтра

– Проблем, связанных с пищевой продукцией, очень много. Возьмите хотя бы интернет-торговлю. Люди думают, что, раз у компании есть сайт или страница в “Инстаграме”, значит, у нее всё в порядке. Не факт! – продолжает Садвакас Байгабулов. – Плов или салат с доставкой на дом? Но вы же не знаете, в каких условиях он готовился, а, как правило, это частный двор или вагончик.

Непонятно, из чего и как это делалось и где хранилось, мыл ли повар руки, чистая ли была посуда и не бегали ли вокруг крысы.

У нас в прошлом году около 1 500 человек острые кишечные инфекции на ногах перенесли. Это только те, кто справился с диареей без госпитализации. Там среди причин – и интернет-продажи, и арбузы, и прочая антисанитария.

– Вы говорили, что напиток из кофе-машин тоже считается не самым чистым. Почему?

– Речь идет об автоматах, которые стоят в торговых и бизнес-центрах. Вы видели хоть раз, как моют там кофе-машину? Видели, чтобы ее забрали куда-то, промыли и привезли обратно? Я – нет. Что там внутри? Вода чистая или неизвестно откуда? Мы не проводим лабораторных исследований, так как это субъект малого бизнеса. Он освобождается от проверок, но у него должен быть свой собственный контроль, он должен проводить исследования воды на бактериологию и т. д.

Но соблюдает ли это предприниматель? Мы проверить не можем.

Аналогичная ситуация с фильтрованной водой, которую продают в специальных аппаратах в магазинах. Они подключены к водопроводу.

По идее этот аппарат должен продавать очищенную воду со всеми минеральными элементами, вопрос лишь в том, как часто в нем меняют фильтры и меняют ли вообще.

– То есть с такой водой можно нажить проблемы?

– Конечно! Был случай, когда в воде “Халал су” нашли цисты лямблий. Это заболевание лечится полгода-год. Тогда была жалоба от жителя Астаны. Он покупал воду в этом аппарате и увидел, что она мутная и с какими-то примесями. Мы взяли пробу и нашли лямблии. После этого они закрывались, дезинфекция была... Но здесь тоже есть сложности. Чтобы инициировать проверку, нужно сначала доказать, что вы покупали воду именно в этом аппарате, а он, как и кофейный, не выдает чек, который подтвердил бы факт покупки.

“Это не реклама или антиреклама – это информация для потребителей”

– Почему вы так придирчиво не проверяете специалистов маникюра, педикюра, татуажа, которые работают в антисанитарных условиях? В торговых центрах столы для маникюра часто установлены далеко от санузла. Клиентки садятся на процедуру с грязными руками, мастера тоже не имеют возможности помыть руки непосредственно на месте работы. Про стерилизацию инструментов и говорить не стоит. Почему такое возможно? Где защита от ВИЧ, гепатита и прочих болезней, которые посерьезнее отравления будут?

– Я разделяю ваше негодование в отношении сферы косметических услуг в торговых домах, где нет элементарных условий. В прошлом году были выявлены сотрудницы с гепатитом. Люди были крайне удивлены, что они никем не проверяются на наличие медосмотра, на обеззараживание инструментов. Они вообще не проверяются!

Это субъекты малого бизнеса, без уведомления открылись и работают, мы можем их проверить только при жалобах.

Но и это теоретически. На практике же вы не сможете пожаловаться, потому что вам даже чека не дадут, который подтвердит факт оказания услуги у такого мастера. Да и найти его сложно: сегодня он здесь, а завтра уже в другом торговом центре. Учитывая, что есть такие пробелы, мы проверку провести не сможем. Гепатит, ВИЧ и вши: что угрожает казахстанкам в салонах красоты

Кстати, даже в косметологических кабинетах были обнаружены сотрудники без санкнижек и с гепатитом.

Эти барышни прошли курс лечения и теперь продолжают работать. А есть те, которые вообще никем не проверяются. Надомники, например. Всё же делается для развития предпринимательства.

– Стоматологические кабинеты попадают под трехлетний мораторий?

– Они тоже являются субъектами малого и среднего бизнеса, но так как это субъекты высокого риска, мы проверяем их раз в полгода – как они обеззараживают инструменты, как утилизируют отходы. Недавно мы наложили штраф в полмиллиона тенге на стоматологию, там не соблюдали правила стерилизации и работал сотрудник с просроченным медосмотром.

– Может, пора ужесточать законодательство в части оказания потенциально опасных услуг?

– В рамках нового Кодекса о здоровье прорабатываются такие меры. Комитету качества товаров, безопасности услуг дополнительно будут даны функции по контролю. Прорабатывается мера, чтобы проверки проводились по принципу внезапности. Сейчас мы под роспись должны уведомление отдать, именно юрлицо должно в нем расписаться. А если оно скрывается, если письмо не зарегистрировали, мы не можем прийти с проверкой. И таких фактов масса.

Также пересматриваются списки объектов повышенного риска для здоровья. Косметологические центры, детские сады, производство пищевой продукции – на всё, что касается здоровья, не должна распространяться норма, запрещающая проверки в первые 3 года работы.

Я хотел бы подчеркнуть: работа, которую мы проводим, публикации в СМИ – это не реклама или антиреклама, это информация для потребителей. Люди должны знать, что есть предприниматели, у которых всё хорошо, а есть те, кто допускает нарушения.

Дальше уже вы сами принимаете решение. Мы хотим, чтобы была здоровая конкуренция, поэтому публикуем всё. А иначе нас и потребители осудят, и прокуратура может привлечь за бездействие.

НУР-СУЛТАН