Какими беспилотниками Украина атакует Россию

Секрет Полишинеля

Больше всего вызвала вопросов атака на аэродром под Саратовом. Мало того, что до этого города на Волге от зоны боевых действий около 700 километров, так ещё удар был нанесён с поразительной точностью. Кроме того, непонятно, где в это время была ПВО, почему атак не было раньше,  и есть ли у украинских военных ещё такое опасное оружие?

Чтобы разобраться с этим, достаточно изучить технические характеристики беспилотников, принятых на вооружение разными странами мира. Никакой военной тайной эти данные не являются. Технические характеристики беспилотников выложены в открытый доступ на сайте Пентагона, скопированы Институтом изучения войны, а потом расползлись по блогам любителей оружия. Более того, ежегодно  проводятся  выставки, где эти самые беспилотники можно даже потрогать и сделать селфи на их фоне.

Дело в том, что всё оружие, используемое в российско-украинском конфликте, такой же товар, как айфоны и ноутбуки, вот только рынок сбыта у него ограничен международным законодательством. Поэтому информация доступна любому желающему, включая курсанта из глубинки, который считает, будто «Джевелин» очень нужен его воинской части, и, возможно, сообщит о заморской диковинке командиру.

По-настоящему секретное оружие хранится только в недрах лабораторий, а вся секретность выставленного на всеобщее обозрение оружия заключается в технологии производства. Ведь и простые продавцы, торгующие смартфонами, прекрасно знают, сколько гаджет может выдержать на одном заряде батареи и в каком разрешении получаются снимки, зато сказать, какой химический состав у корпуса нового айфона не может даже главный инженер из отдела, где разрабатывают защитные стёкла.

Вы беспилотники продаёте? Нет, только показываю

Итак, пролететь такое расстояние и точно попасть в цель может только американский беспилотник Phoenix Ghost. Это чудо техники может пролететь 800 километров. То есть запустить его можно в глубоком тылу, а не в зоне боевых действий, а для точности поражения это очень важно. Как любому летательному аппарату, Phoenix Ghost нужна хорошая погода и точная настройка, а под обстрелом трудно дожидаться безоблачного неба и вносить корректировки в электронные мозги. Phoenix Ghost летает на высоте 8800 метров и относительно невелик, так что для ПВО это очень сложная цель. Даже если радар его заметит, то сбить Phoenix Ghost будет непросто. Кроме того, беспилотник может быть автономен, и перехватывать сигнал оператора бесполезно. Phoenix Ghost всё равно долетит до цели.

Вот только США это чудо техники пока не поставляет Украине. Во-первых, слишком дорого, во-вторых, там есть некоторые секретные узлы, и  если что-то пойдёт не по плану, то совсем не хотелось бы, чтобы новейшие разработки попали в руки врага. Ведь Phoenix Ghost ещё не испытывали в боевых условиях, и было бы обидно, если бы что-то отказало в воздухе и почти целёхонький аппарат спланировал прямо в руки русским военным.

Есть ещё один факт не в пользу Phoenix Ghost. Аппарат рассчитан на большое количество взрывчатки.  У этого беспилотника огромная грузоподъемность. Упади это всё на аэродром, двумя самолётами дело бы не обошлось.

Мал да удал

Теоретически до Саратова мог долететь Bayraktar TB2. Такие беспилотники уже атаковали цели в Курске и Воронеже. Но, чтобы пролететь хотя бы 600 километров (а именно столько до Саратова от крайней точки территории, где находятся украинские войска), нужны идеальные условия.

Во-первых, Bayraktar TB2 летит со скоростью всего 130 км/ч и на высоте в 6000 метров. ПВО его сбить не сложнее, чем древний «кукурузник». Не нужно и дорогие ракеты тратить, сгодится зенитка времён Великой Отечественной. Причём даже радар тут не потребуется, аппарат виден в простой бинокль.

Кроме того, Bayraktar TB2 точен лишь, пока им управляет оператор, а связь теряется уже через 150 км от пульта. Дальше он летит по программе. Чтобы попасть аккуратно между двумя самолётами, как это было под Саратовом, необходимо рассчитать программу сложнее, чем для запуска космической ракеты. Надо учесть вращение Земли, направление ветра, влажность воздуха и сотни других параметров.

Кроме того, аппаратов Bayraktar TB2 у ВСУ хватает. А значит, чтобы провести такую операцию, лучше пустить их по аэродрому с десяток. Пусть какие-то упадут где-то над Пензой, какие-то пройдут мимо цели, но хоть один, да и справится с задачей. И то при условии, что у всех ПВОшников центральной полосы России на  3-5 часов откажет зрение.

И грянул «Гром»

Россия беспилотники Украине, естественно, не поставляет, но представим ситуацию, где в руки ВСУ попали аппараты из российской армии. Допустим, кто-то забыл вывезти их из Херсонщины.

Ударно-разведывательный беспилотник «Гром» долетит до Саратова с лёгкостью. Его крейсерская скорость 800 км/ч, и он способен подниматься на 12 000 метров. Заправки хватает на 800 км, то есть ПВО ему не страшны. Беспилотник этот слишком дорогой и штучный, чтобы бросать его при отступлении, но, учитывая вечное головотяпство вояк, такой вариант исключать не будем.

Вот только «Гром» слишком огромен для атаки на два самолёта. Его взлетная масса 7 тонн, размах крыла 10 м, а длина 13,8 м. «Гром» способен нести 1,3 тонны боезапаса. Две ракеты у него на внешнем подвесе, еще две  - внутри корпуса. Попади такая махина в ВСУ, то вряд ли бы им атаковали захолустный аэродром. А если бы и атаковали, то двумя самолётами дело бы не ограничивалось.

"Молния" и гром

Беспилотник «Молния» поодиночке не летает. Для атаки необходимо несколько таких штук, потому что у них единая управляющая программа. То есть, если у главного аппарата выйдет из строя основная схема, лидером станет другой беспилотник. Кроме того, аппараты могут обмениваться информацией, например, если один беспилотник заметит, что цель сдвинулась, он тут же передаст новость остальным в «стае» Поодиночке «Молния» бесполезна. А как сообщило минобороны России, летательный аппарат под Саратовым был только один.

«Орион» летает на высоте 7500 метров при скорости 120 км/ч, вот только, отлетев от пульта оператора на 300 км, он становится полностью неуправляемым. Напомним, что до Саратова надо было пролететь минимум 600 км.

Китай есть Китай

Так как на вооружении армий нет ни одного серийного образца, способного справиться с поставленной задачей, значит, аппарат был изготовлен штучно именно для этой цели.

Китайские беспилотники Mugin-5 Pro даже оружием не являются. Их может купить любой желающий за 9 500 долларов (4,5 млн тенге). Тем не менее украинские умельцы уже научились начинять их взрывчаткой. Mugin-5 Pro успешно использовали для атаки Черноморского флота. Пролететь 600 км китайское творение ещё как-то сможет, но ПВО отстреливает такие шутя.  Ведь аппарат не летит, а скорее, планирует по небу. Такой не то что из зенитки, из берданки подстрелить можно. Да ещё точность у Mugin-5 Pro никакая. Программировать его нельзя, связь с пультом не стабильна. Даже если бы диверсант сидел с пультом в сотне метров от аэродрома, то не смог бы посадить китайский дрон аккуратно между самолётов.

Эхо холодной войны

Оказывается, искать ответ нужно не в списках современного оружия, а в архивах советских военных музеев. 7 декабря минобороны России обьявило предварительные результаты экспертизы обломков на месте атаки беспилотника. Эксперты обнаружили там узлы, давно снятые с производства. Такие использовались в советской авиации в конце 80-х. Беспилотников тогда были единицы, и под технические характеристики попадает только один.

ТУ-141 «Стриж» выпускали на Харьковском (!) авиационном заводе с 1979 по 1989 год. Почти все «Стрижи» базировались в воинской части под Одессой, и после перестройки большинство из них отправили на металлолом. Пролететь ТУ-141 может 1000 км на высоте 6000 метров. Высокая скорость делает их практически неуязвимыми для ПВО.

«Стриж» разрабатывался как беспилотник для разведки, и с приходом спутников-шпионов стал бесполезен. Качество снимков на такой скорости оставляло желать лучшего. Однако недра «Стрижа» огромные. Они рассчитаны на тяжеленную кинокамеру и не менее тяжелый объектив. Нынешним беспилотникам для съёмок хватает устройства, величиной с пачку сигарет. Так бы «Стриж» и ржавел в ангарах под Одессой, если бы кому-то из украинских военных не пришла в голову начинить недра ТУ-141 взрывчаткой и отправить адскую машину в Саратов.

Всего Харьковский завод за 10 лет произвёл 152 «Стрижа». Сколько их сохранилось до наших дней, известно только ВСУ. Вот только ещё одной атаки ТУ-141 ждать точно не стоит. Для ПВО прилёт уже не будет сюрпризом. Даже ракеты на него тратить не придётся. «Стриж» оснащён советским кодом «свой-чужой», который Москве давно известен. ПВО попросту перехватит сигнал и посадит его в безопасном месте, обезоружит, потом переправит в музей военной техники.