Но к зятьям у казахов было не меньше требований.
Редакция Caravan.kz рассказывает, чего ждали казахи от мужа дочери.
Поговорка, которая описывает отношение мужчины с родственниками, гласит: "Өз жұрты сыншыл, қайын жұрты міншіл, нағашы жұрты сыйшыл, ел жұрты күншіл", что означает «Своя родня критикует, родня жены придирается, родня матери балует, земляки завидуют». Есть и другие поговорки, непосредственно про зятя: «Күйеу бала - қайын жұртына сүйеу бала», то есть «Зять – опора для родственников жены», и «Күйеу жүзден үлкен», то есть «Зять важнее жуза».
Почему сваты платят за печень с курдюком: все, что нужно знать о казахском сватовстве Эти поговорки довольно емко описывают отношение сватов к зятю. Любящие родители, которые с нежностью и заботой вырастили свою дочь, конечно же, хотели ей лучшей жизни и счастливого брака. Поэтому считалось, что женитьба – большая ответственность для мужчины. Незнание обычаев от нее не освобождало, наоборот – становилось позором для всей семьи мужа.
От него ждали уважения и заботы к супруге. Считалось, что муж не должен обижать жену даже словом, не говоря уже о рукоприкладстве, не должен лгать ей. Зато он должен был обеспечивать жену и детей и уступать в спорах, потому что ради мужа она уехала из собственной семьи. У мужчины, решившего жениться, должен был быть свой дом. Если же он устраивался жить в семью жены, в дом ее родителей, его презрительно называли «күшік күйеу», то есть «зять-щенок».
Родителей жены нужно было уважать как своих, говорить с ними почтительно, терпеливо выслушивать все, что они говорят, быть щедрым.
Как жена не могла называть по имени родню мужа, так и муж не мог обращаться по именам к ее родственникам. Но мужчине не обязательно было придумывать остроумные приятные прозвища, ему достаточно было говорить, например, «тесть» и теща».
Также мужчине было запрещено пользоваться вещами тестя, например, надевать его одежду или ездить на его коне. Сейчас вместо коня в традиции принято упоминать автомобиль .
Нашлось объяснение резонансному видео салем салу от жениха Был и строгий регламент, который определял, как мужчина должен вести себя в гостях у родителей жены. Нельзя было наступать на порог и опираться на дверной косяк юрты или дома, а заходить и выходить надо было с правой ноги. Он не должен был садиться на постель тестя и тещи, а у дастархана – занимать место почетнее, чем любой присутствующий родственник жены. Разговаривать полагалось вежливо. Большим достоинством зятя считалось хорошее чувство юмора, умение разрядить атмосферу и поднять всем настроение хорошей шуткой.
Правило порога было особенно строгим – если при первом визите в гости жених наступал на порог, родственники невесты могли решить, что он не уважает обычаи, а значит – будет плохо обращаться с супругой. Иногда из-за этого даже отменяли свадьбу.
На зятьев традицонно возлагались некоторые бытовые обязанности во время тоев: рубка дров, разведение огня, разделка мяса. В некоторых регионах принято, чтобы только мужья дочерей кипятили большие чайники и подавали мясо на семейных мероприятиях.