Каким календарем пользовались казахи в старину

Со временем разные народы изменили его под свои нужды и традиции, так что их календари стали различаться.

Редакция Caravan.kz предлагает узнать больше о том, как считали время предки современных казахов.

Как считали годы

Частично древний календарь сохранился в обиходе до сих пор в виде системы мушел, но раньше он имел намного больше значения. Системе мушел подчинялась жизнь не только отдельного человека, но и всего общества в политических и экономических вопросах. Это можно понять по тому, что тюрки и монголы датировали свои документы с использованием именно мушел.

Однако раньше мушел считался не по номерам лет, как сейчас, а по животным. Сейчас этот календарь принято называть восточным, подразумевая его изобретение китайцами, однако многие ученые сходятся на том, что предки казахов пользовались им издавна, а не заимствовали недавно у соседей, о чем свидетельствует заметное отличие. В Юго-Восточной Азии третьим животным идет тигр, но у казахов на этом месте барс. В XX веке оба этих животных стали для казахов одинаково экзотичными, большинство видело их только в зоопарках, смысла заменять животное не было, так что легко предположить, что различие возникло очень давно, когда в Казахстане было много барсов, а в Китае - тигров.

Исследователи считают, что это отголосок древней веры в тотемы и тотемных животных. Главным признаком тотемизма является то, что человеку было запрещено убивать животное, в год которого он родился. Махмуд Кашгари упоминал, что людям, рожденным в годы коровы, лошади или овцы, нельзя было резать этот скот.

Летоисчисление по мушелу многие казахи использовали вплоть до Октябрьской революции, зачастую вместе с хиджрой, мусульманским летоисчислением.

При этом год начинался с Наурыза, то есть человек, который родился до него, но после 1 января, относится к предыдущему "животному" году.

Как считали месяцы

Здесь было несколько вариантов.

В первом месяцы считались по сближению Луны и созвездия Плеяд, которое повторялось 12 раз в год. Эта система называлась тоғыс айлары - "месяцы сближения", и, возможно, именно эта система является причиной того, что слово "ай" в казахском языке обозначает и луну, и календарный месяц. Хотя все казахи знали об этой системе, правильно наблюдать движение небесных тел могли только специально обученные звездочеты, которых называли есепші. Они использовали для этого особым образом размеченную ткань, которую хранили в непромокаемой кожаной сумке, кісе.

Во втором варианте счет велся по смене сезонов и хозяйственных условий. Месяцы в этом календаре назывались гражданскими, их было по три на каждое время года, как и сейчас. 

Отличие заключалось в следующем: в каждом таком месяце раньше было ровно 30 дней, в сезоне получалось 90 дней, и он так и назывался - тоқсан. Итого в году было 360 дней, а оставшиеся 5 (в високосном году 6 дней) считались отдельно и назывались "бесқонақ", то есть "пять гостей". Сейчас этим словом часто называют плохую погоду в начале апреля.

Названия тех 12 месяцев сохранились до сих пор. Увидеть их можно, открыв любой современный календарь. Однако наряду с ними иногда использовались и арабские обозначения месяцев. В основном эти названия использовали представители духовенства и глубоко религиозные люди. Названия эти произошли от арабских названий зодиакальных созвездий.

Третий вариант - это лунный календарь, в котором было 12 месяцев и 11 суток, что в итоге давало год длиной 365,5 дней.

В четвертом варианте, о котором ныне известно очень мало, было три сезона по 120 дней, делившихся по преобладающей погоде, а оставшиеся сутки тоже записывались в "гости".

Как считалась неделя

В каждом месяце раньше, как и сейчас, было по 4 недели, каждая длиной 7 дней. Названия дней недели сохранились до наших дней неизменными, однако связанные с ними поверья забылись.

Например, в старину казахи считали хорошими днями среду и четверг, а вот вторник был неблагоприятным. Считалось, что в этот день не надо начинать ничего нового и важного, в том числе путешествия.

Был и бытовой вариант, который назывался "амал", когда использовалась девятидневная неделя. Обычно амалами было принято называть конкретные периоды, связанные с природными явлениями, например, периодом спаривания сайгаков. Однако в быту эта система упростилась для удобства.