Каким автомобилям могут запретить въезд в Астану

Забыв или попросту не владея информацией о том, что в столице Великобритании подобные ограничения власти распространили только на три улицы и только в одном районе, да и то сроком всего на полтора года – в качестве пилотного проекта, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

После чего лондонские власти предполагают либо сделать запрет постоянным, либо ввести дополнительные меры – сначала к 2030-му, затем – к 2044 году.

Хотя, справедливости ради стоит заметить, что гонения на дизеля в Великобритании идут давно.

Например, в конце 2017 года британский парламент умышленно завысил цену на дизтопливо на 1 фунт. Местные политики также пообещали, что вскоре все, кто решит приобрести дизельное авто вместо электро- или бензинового, должны будут оплатить дополнительный налог в 200 фунтов стерлингов.

Но исключение все же было сделано для некоторых гибридных автомобилей, автомобилей скорой помощи и пожарных, муниципальных мусоросборщиков и служб доставки. Для всех остальных за каждый въезд дизельной машины на одну из запретных улиц лондонского Сити штраф составляет 130 фунтов.

Дело в том, что Сити – одно из самых загрязненных мест не только в Лондоне, но и во всей Великобритании. Несколько лет назад в южной части района содержание диоксида азота в воздухе превышало установленную норму более чем в 120 раз, тогда как разрешенное превышение, согласно данным ВОЗ – 18 раз в год. Ситуация объясняется средневековой планировкой улиц, их узостью, высокими зданиями и большим количеством автомобилей.

Но история Лондона насчитывает почти 20 столетий, и узкие улицы, являющиеся историческим наследием, куда решили не запускать вышеупомянутые авто, вполне оправданны.

Однако кто мешал и мешает до сих пор застраивать Астану широкими улицами и проспектами, словно город существует не в XXI веке, а в средние века? Станет ли воздух в столице Казахстана чище после того, как ужесточат  экологические нормы? Возможно. Но только в некоторых местах.

Однако маслихат Астаны решил пойти дальше лондонцев и запретить въезд не только на определенные улицы, где, к слову, согласно информации РГП «Казгидромет», в 2023 году ПДК того же диоксида азота только в нескольких районах города превысила норму в три раза, но и вообще в город. Потому как нигде не прозвучали оговорки о том, какие именно виды транспорта и куда именно не будут запускать.

Просто в ходе очередного заседания городского маслихата и.о. главы управления охраны окружающей среды и природопользования Астаны Ерлан Бердалин заявил, что «в столице на 1,4 миллиона человек приходится почти 420 тысяч единиц автотранспорта». Иными словами:

- За последние три года объем выбросов загрязняющих веществ от авто в атмосферу остается неизменно высоким – в нынешнем году за полгода их было зафиксировано 27 тысяч тонн. Причина загрязнения от авто – это увеличение количества машин, большие пробки на улицах и т.п.

А как же печное отопление, которое, согласно медицинскому заключению, гораздо вреднее? Ведь не случайно во время пожаров, согласно данным МЧС РК, население чаще гибнет от отравления угарным газом, нежели от иных причин.

Что и подтвердили эксперты ГУ «Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Астаны» и ТОО «Научно-исследовательский проектный институт «Астанагенплан» при анализе городской инфраструктуры и составления нового генплана столицы до 2035 года.

- В основном загрязнение воздуха характерно для холодного периода года, сопровождающегося влиянием выбросов от теплоэнергетических предприятий и отопления частного сектора, - сообщили специалисты.

Тем не менее до конца текущего года управлением предложено ввести пилотный проект по созданию зоны низкой эмиссии на территории города все-таки аналогично практике, используемой в Лондоне. Основная идея – ограничить въезд в город для авто на бензине и дизеле с высоким выбросом загрязняющих веществ.

- Границы зоны будут четко обозначены знаками, размещенными перед въездами в зону и на ключевых перекрестках. Предложение находится на рассмотрении, в активной стадии, - заключил Бердалин.

Но при этом, повторим, не уточнив – о каких автомобилях пойдет речь, ни предложив альтернативу. В том числе возможный переход на автогаз. Который, скорее всего, также будет исключен, потому как 28 октября глава Минэнерго РК Алмасадам Саткалиев заявил о том, что «потребление сжиженного нефтяного газа в республике превысило запланированный объем». А это значит, что:

- В Казахстане самая низкая цена на него, и эта ситуация долго не сохранится. Всем автолюбителям не рекомендуем переводить авто на сжиженный нефтяной газ, потому что цена гарантированно будет расти, - подчеркнул министр.

Астана