На эти и другие вопросы нам в интервью “КАРАВАНУ” ответил председатель Республиканской коллегии адвокатов (РКА) Ануар ТУГЕЛ.
– Закон, касающийся вопросов модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности, принят, – говорит наш собеседник. – Он повысил статус и полномочия адвоката в уголовном процессе, что на практике даст ему определенные полномочия по отстаиванию интересов своих подзащитных в суде.
Однако имеются и опасения в связи с разработанным министерством юстиции законопроектом “Об адвокатской деятельности и юридической помощи”.
“Подарочек” накануне юбилея
– На каком этапе находится рассмотрение этого законопроекта?
– Восьмого ноября 2017 года он поступил на рассмотрение в мажилис парламента и был принят в работу комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе. К настоящему времени проведено 4 рабочих заседания, участие в которых принимают депутаты мажилиса, представители министерства юстиции, адвокатуры, государственных органов, международных и общественных объединений.
– С чем именно в юбилейный год (адвокатуре Республики Казахстан 5 декабря 2017 года исполнилось 20 лет) связано предложение о внесении изменений и дополнений в этот закон?
– Законопроект не вносит изменений и дополнений в действующий Закон “Об адвокатской деятельности”, а полностью его заменяет. Минюст разработал новый закон “Об адвокатской деятельности и юридической помощи”, который ставит на утрату действующий, от 5 декабря 1997 года. На постсоветском пространстве он являлся одним из первых законов, регулирующих адвокатскую деятельность. И, по мнению наших коллег из других республик бывшего СССР, являлся одним из наиболее прогрессивных.
– Пригласило ли министерство юстиции для обсуждения адвокатов?
– С адвокатским сообществом данный вопрос обсужден не был. После разработки концепции нас поставили перед фактом: разработан законопроект, он ставит на утрату наш действующий закон. Лишь после этого адвокатское сообщество пригласили к обсуждению.
Новый проект сводит на нет основную гарантию адвокатуры – ее независимость – и расширяет полномочия контролирующего органа.
С момента обнародования проекта он бурно обсуждается в адвокатском и юридическом сообществе. Большинство адвокатов обоснованно и аргументированно высказывается против разработанной концепции. И это не только мнение наших отечественных юристов. Свои экспертные заключения, рекомендации, мнения по законопроекту уже сделали такие авторитетные международные организации, как ОБСЕ, Совет Европы, Международная комиссия юристов. Выступая на прошедшем недавно Третьем ежегодном форуме адвокатов Казахстана, глава представительства Европейского союза в Казахстане Траян Христеа от имени Европейского союза призвал всех участников обсуждений законопроекта и процесса принятия решений не спешить, а тщательно рассмотреть все возможные варианты, учесть принятые на международном уровне обязательства, а также мнения и рекомендации международных организаций. Адвокатов в Казахстане хотят поставить под государственный контроль - эксперт
– Сколько всего на сегодняшний день в республике зарегистрировано адвокатов?
– Согласно данным из территориальных коллегий, общее количество действующих адвокатов в 16 коллегиях 4 718 человек.
– Скажите, не слишком ли высок вступительный взнос, а также размер ежемесячных отчислений в городские и областные коллегии адвокатов?
– Первоначальные целевые взносы адвокатов в соответствии с законом расходуются исключительно на укрепление материально-технической и учебно-методической базы коллегии адвокатов. На другие цели их истратить нельзя.
Адвокаты, оплачивая эти взносы, финансируют свою будущую деятельность: приобретение помещений, оснащение их всем необходимым для работы. Мы ведь не получаем на эти цели от государства ни одного тенге.
Кроме того, целевой взнос может быть оплачен адвокатом не сразу, а в течение определенного срока. Кстати, адвокаты, работающие в сельской местности, вообще освобождаются от него. Сейчас в каждой области, в каждом районе коллегии имеют здания президиумов, юридических консультаций. Все это – заслуга территориальных коллегий. Минюст предложил рассмотреть вопрос о снижении первоначальных целевых взносов, и мы уже отвечали, что готовы к этому, но не все так однозначно.
– Что вы предлагаете?
– Мы предлагали, чтобы адвокат, который намерен работать в юридической консультации, добровольно выплачивал вступительный взнос на развитие материальной базы. А те, кто желает трудиться индивидуально или в составе адвокатской конторы, не оплачивал его вовсе. Так у всех будет свободный доступ к профессии и одновременно решится вопрос финансирования юридических консультаций.
Почему лицензий в республике почти в три раза больше, чем действующих адвокатов?
– Директор департамента регистрационной службы и организации юридических услуг Бактыгуль Атагазиева сказала, что за последние четыре года адвокатов в республике стало больше всего лишь на 300 человек. Не слишком ли много сейчас препон для тех, кто хочет стать адвокатом?
– Если брать период с 2012 года, то ряды казахстанской адвокатуры на сегодня с того времени пополнились более чем на 1 200 человек. Но не в этом суть. Минюст, говоря о “препонах” при вступлении в адвокатуру, к сожалению, акцентирует свое внимание не на тех вопросах. Кстати сказать, само министерство юстиции озвучило цифру о том, что сегодня лицензию адвоката имеют в Казахстане около 12 тысяч человек, в то время как практикой занимаются только 4 718. КНБ после терактов будет закручивать гайки - Ануар Тугел
– С чем это связано?
– Может быть, этот вопрос стоит адресовать министерству юстиции, которое выдает адвокатские лицензии? К примеру, уходя в отставку, многие судьи, прокуроры, следователи получают лицензию адвоката. Некоторые из них открывают юридические фирмы и продолжают заниматься юридической деятельностью, но не спешат вступить в коллегию адвокатов. Почему? Вряд ли можно назвать препоной для них первоначальный вступительный взнос.
Нам необходимо отрегулировать, упростить процесс вхождения будущего адвоката в профессию. Стажировка, потом лицензирование, процесс сильно затянут.
– Достаточно ли прозрачна финансовая деятельность республиканской, а также региональных коллегий адвокатов и их членов – каждого адвоката в отдельности?
– Министерством юстиции предлагалось, чтобы коллегии отчитывались перед адвокатами и регулярно рассказывали, на что тратят их деньги. Похоже на предложение ради предложения, сделанное без учета существующих норм закона. Обратимся к действующему Закону “Об адвокатской деятельности”, который все эти вопросы давно регулирует.
Территориальные коллегии адвокатов отчитываются о своих расходах и исполнении сметы перед общим собранием коллегии адвокатов. РКА отчитывается по финансам перед республиканской конференцией адвокатов. И в территориальных коллегиях адвокатов, и в РКА действуют избранные ревизионные комиссии.
Из предложения министерства следует, что вопрос о прозрачности расходования средств коллегий адвокатов поднимается в интересах самих адвокатов. Однако не следует забывать, что в силу закона адвокатура – это самоуправляемая, независимая и самофинансируемая организация. Если у кого-то из адвокатов имеются претензии по расходованию средств коллегии, он может поднять этот вопрос в порядке, установленном законом, через органы коллегии адвокатов. Мне кажется, в этой части проблема совершенно надуманна.
– Сколько в среднем зарабатывает адвокат за год в Астане, Алматы, Костанае, Усть-Каменогорске, Шымкенте и Уральске?
– Если брать по коллегиям, то, согласно данным за первое полугодие 2017 года, среднемесячный доход адвоката составил: в Астане –150 000 тенге, в Алматы – 320 000 тенге, в Костанае – 75 000 тенге, в ЮКО – 63 000 тенге, в ЗКО – 120 000 тенге.
Что касается суммы гонораров, то все зависит от того дела, которое ведет адвокат. Самые громкие нападения на адвокатов в Казахстане
– Если проект концепции закона “О юридической помощи”, а также закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по отдельным вопросам юридической помощи” будут приняты в таком виде, как предложил минюст, то к чему это может привести?
– Это может привести к ущемлению прав граждан на защиту и квалифицированную юридическую помощь, а также к нарушению стандартов справедливого правосудия. Зависимая от государства, не свободная от давления и излишне зарегулированная адвокатура не сможет решать эту задачу.
Основа деятельности – это независимость
– С какими еще позициями законопроекта вы не согласны?
– Я бы хотел обратить внимание на существующие принципиально опасные, по нашему мнению, позиции законопроекта.
Разработчик предлагает создавать дисциплинарные комиссии с участием судей в отставке и представителей уполномоченного органа. Это предложение не решает озвученных проблем, а создает угрозу – зависимость всех адвокатов от органов юстиции. Такое положение не соответствует интересам общества. Данное нововведение было справедливо подвергнуто критике со стороны многих международных организаций и экспертов, заключения которых также были направлены депутатам парламента.
Другое предложение – согласование внутренних документов РКА с минюстом. Однако такие нововведения противоречат Основным положениям о роли адвокатов, которые закрепляют осуществление функций органами адвокатуры без внешнего вмешательства.
По сути, мы говорим об огосударствлении адвокатуры, что противоречит международным стандартам и вызывает критику со стороны международных организаций и экспертов.
Что касается регламентации статуса адвокатов и юридических консультантов в одном законе. Минюст поясняет, что такая консолидация представляет собой первый этап в процессе объединения всех адвокатов и юристов в рамках единой профессиональной организации. Но данная инициатива вызывает массу проблем законодательного и практического характера. Единого регулирования не предложено.
Для адвокатов применяются одни нормы, для юридических консультантов – другие с отсылкой на Закон “О саморегулировании”. Причем регулирование для адвокатов является более жестким, чем для юридических консультантов.
Происходит смешение различных институтов – “юридическая помощь” и “юридические услуги”, которое ничем не обосновано и не оправдано, кроме возможности дальнейшего объединения этих институтов. Это может окончиться правовой неразберихой, когда механизмы регулирования процесса оказания юридической помощи станут противоречивыми и неэффективными. Адвокатам могут дать оружие
– Не связано ли негативное восприятие нового законопроекта действующими адвокатами с тем, что они просто хотят оставить за собой монополию на защиту граждан?
– Мне не приходит на ум ни одного факта конкуренции или конфликта из-за этого в адвокатском сообществе. Среди вновь вступающих в коллегии очень много именно молодых адвокатов, особенно в последнее время. В адвокатуру приходят молодые энергичные люди с новыми взглядами, свежими идеями. Это видно, ведь нередко они участвуют в обсуждаемых общественностью процессах, их фамилии на слуху. Каждый из них находит свою клиентуру и “зарабатывает” свое имя. Если бы “негативное восприятие нового законопроекта” было только у казахстанских адвокатов, это было бы одно, но подобное восприятие имеется и у казахстанских юристов, правозащитников, представителей общественных организаций и ведущих юристов международного уровня.
– Какие еще предложения выдвинуло министерство юстиции?
– Относительно решения проблемы несменяемости органов управления адвокатуры в ограничении срока полномочий членов президиумов территориальных коллегий и РКА.
В большинстве зарубежных стран такие ограничения отсутствуют либо применяется общепринятое в мировой практике ограничение – не более двух сроков. Или часть выборного органа периодически перевыбирается. Такое ограничение в очередной раз дискриминирует адвокатов по отношению к юридическим консультантам.
Мы согласны с необходимостью ротации и обновления кадров. И предлагаем установить ограничение нахождения в выборных органах управления адвокатуры двумя сроками.
Остальные вопросы формирования выборных органов и выборных должностей в адвокатуре необходимо оставить в ведении самой адвокатуры.
Давно пора прислушаться к предложениям от самой адвокатуры, не пытаться перекроить ее, подчинить, сделать послушной. Надо дать возможность адвокатам пользоваться своим законным правом и не нарушать это право. Только при таких условиях адвокатура сможет стать равноправным участником судебных процессов, качественно выполнять свои профессиональные обязанности по защите прав наших граждан.
АЛМАТЫ