Какие вопросы могут обсуждаться во время визита Президента Казахстана в Китай - Ашимбаев

«Касым-Жомарт Токаев принял посла Казахстана в Китае Шахрата Нурышева. Шахрат Нурышев проинформировал главу государства о ходе подготовки его предстоящего официального визита в Китай 11-12 сентября текущего года», - говорится в сообщении Акорды.

Токаев отметил важность предстоящих переговоров в Пекине и дал послу ряд конкретных поручений. Стоит отметить, что это уже второй визит Президента РК в КНР, ранее ни одна другая страна не удостоилась повторного визита главы нашего государства.

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ, который рассказал о возможных темах для переговоров между Казахстаном и Китаем.

- Как можно охарактеризовать казахстанско-китайские отношения на сегодняшний день?

- Казахстан и Китай являются дружественными, союзническими странами и стратегическими партнерами. У нас хорошо развиты двусторонние отношения. Китай является одним из главных инвесторов в Казахстан и владеет большими нефтегазовыми, металлургическими активами, урановыми месторождениями и так далее.

Кроме того, значительная часть государственной программы «Нурлы жол» ориентирована под реализацию китайской программы «Один пояс - один путь». Это все официальная часть по политическим и экономическим аспектам.

Но понятно, что есть определенные вопросы, которые необходимо обсудить.

- Какие вопросы могут обсуждаться на предстоящих переговорах?

- К примеру, это может касаться возможных территориальных тем. Несмотря на распределение границ, определенный вопрос все еще остался.

Кроме того, имеет место и национальный фактор. Как мы знаем, в Синьцзяне находится большая казахская диаспора, даже не диаспора, а скорее место коренного обитания казахов. Грубо говоря, вопрос достаточно политизирован.

История советско-китайских и российско-китайских отношений в регионе достаточно противоречива и неоднозначна. Периодически российские и бывшие советские войска проводили свои операции на территории Синьцзяня. Кроме того, в советское время на северной части этой территории существовала «страна» просоветского социализма, которая активно поддерживалась со стороны СССР.

И все это имеет свое продолжение сейчас: известны вопросы уйгурского сепаратизма Синьцзяня, являющегося болезненной проблемой и для Китая, и для прилегающих стран.

Есть проблема религиозного экстремизма, который на этой почве также процветает. В последнее время громких заявлений на эту тему не было, но мы знаем, что определенная напряженность есть. Кроме того, национальная политика китайского руководства далеко не у всех представителей коренных народов Синьцзяня вызывает восторг. В связи с этим к этому вопросу подключились проамериканские дипломатические и информационные структуры, которые активно разжигают вопрос о так называемых «концлагерях» для казахов и уйгуров в Китае.

Кроме того, мы видим, что имело место определенное разжигание в Казахстане негативного отношения к Китаю со стороны проамериканских СМИ. В данном случае вопрос стоит не о защите прав казахов и уйгуров в Китае, а о разжигании в Казахстане антикитайской истерии в рамках существующих между США и КНР политических разногласий, резко обострившихся в последние месяцы.

Все это является давящими факторами на нашу страну, тем более у Казахстана довольно большие долги за счет кредитов, взятых в китайских банках, а целевое расходование казахстанских инвестиций с недавних пор является проблемным моментом. Естественно, возникает вопрос о том, что Китай имеет гораздо больше рычагов влияния на Казахстан, нежели наоборот, с учетом экономического и военно-политического значения обоих государств.

Также есть проблемы, связанные со взаимной коррупцией на Хоргосской таможне, которая уже лет 20 является одним из топовых заголовков в новостях.

- Как Казахстан будет действовать в этой ситуации?             

- Поэтому Казахстан вынужден в этой связи как-то лавировать, чтобы не портить отношения и, по возможности, отстаивать свои интересы с тем, чтобы и глобальные финансовые вопросы, и идущая сейчас информационная война не касались внутриполитического процесса нашей республики.

Притом что у Казахстана с Китаем формально нет проблем, но надо понимать, что двусторонние отношения являются частью большого политического процесса, который как раз эти проблемы и стимулирует.

При этом инструментарий решения проблем со стороны Казахстана достаточно ограничен. Наша страна старается нивелировать эти моменты, используя фактор своих отношений с другими государствами мира: с Анкарой, Москвой, Вашингтоном. То есть сделать так, чтобы уравновесить взаимное влияние в регионе.

Сейчас мы видим, что ситуация между Россией, Китаем и США обостряется, в том числе пошли разговоры о преобразовании ряда союзников в полноценный "военный блок". И понятно, что в интересах Казахстана не участвовать в данном конфликте. Я думаю, что задачей Президента будет зондирование почвы и наведение мостов, которые смогут вывести Казахстан за рамки противостояния.

- Куда еще стоит поехать г-ну Токаеву повторно, кроме Китая? Есть ли смысл второй раз посетить, к примеру, Россию с официальным визитом?

- Москва с Астаной находятся в прямых телефонных отношениях постоянно. Токаев с Путиным довольно часто созваниваются. Также они встречаются лично в рамках различных саммитов. Переговоры на высшем уровне делаются не только для статистики, но и для решения вопросов, которые нельзя обсудить по телефону.

Несмотря на то что Россия достаточно ревниво относится к таким визитам, у Казахстана есть прямая заинтересованность отрегулировать ряд вопросов с Китаем. И, вероятно, тем, которые нужно обсудить с Пекином, у нас гораздо больше, чем с Россией. Тем более, насколько известно, в ближайшее время уже запланирована встреча Токаева с Путиным.

- Как вам кажется, какие страны Касым-Жомарт Токаев может посетить после этого?

- Для возможного визита есть вариант посетить Турцию. И поездка по странам Евросоюза... Если я правильно помню, Президент РК эти регионы еще не посещал. Но стоит понимать, что в преддверии начала работы парламента и послания Президента внутриполитические вопросы являются более приоритетными.

- Стоит ли ожидать изменений в казахстанско-китайских отношениях после визита главы нашего государства в Пекин?

- Я думаю, что в современной внешней политике ожидать сюрпризов сложно. Каким-то договоренностям предшествует большая подготовительная работа, также после обмена мнениями, скорее всего, будут вырабатываться новые направления. Здесь задача не столько выйти на новый вектор отношений, сколько понять позиции сторон и найти пути их соприкосновения для решения проблемы. Поэтому ожидать какого-то большого прорыва здесь не стоит.

Здесь важен сам формат встреч, переговоров и понимания проблематики, которую обеим странам предстоит решать.