Нечасто в Алматы привозят артистов-аллигаторов, транспортировка этих животных не так легка, да и работать с древнейшими рептилиями соглашаются лишь самые отчаянные. Но в этот раз любители экстрима могут получить море адреналина, посетив шоу “Просто очень хороший цирк”. Поведение крокодилов непредсказуемо, их реакция превосходит человеческую в разы, и надо знать, что будет, на 10 шагов вперед, чтобы не превратиться из хозяина в добычу. Мы поговорили о кровожадных артистах с дрессировщиком Александром Орловым.
– Крокодилы дрессировке не поддаются, но есть способы, как сделать так, чтобы они выполняли номера. Нужно знать инстинкты этих животных, физиологию. Я занимаюсь с ними уже более 10 лет, 7 из них проработал ассистентом. Все это время изучал повадки и стал членом их семьи, они воспринимают меня как своего. Не чувствуют от меня угрозы. Вообще, применять физическую силу к этим животным себе дороже – крокодил боль не чувствует, но если видит агрессию, то тут же атакует, поэтому у нас все решается лаской и взаимоуважением.
– Бывали травмы от ваших подопечных?
– Не без этого, в процессе работы всякое может случиться. Но у меня как будто иммунитет к ним, даже самые глубокие раны заживают быстро. Я ни разу не пожалел, что работаю именно с этими животными.
– Расскажите о ваших артистах...
– У меня их 9, все они выходят на сцену, на скамейке запасных никто не отсиживается. У каждого свой характер: есть чистоплотные, есть грязнули, есть покладистые, есть норовистые. Но любимчиков нет, все равны в семье.
Аллигаторов закупили в Израиле, отдали их из зоопарков, там с ними перестали справляться, и мы забрали на воспитание. Сейчас они блестящие артисты. Самый большой – 3,5 метра и 160 килограммов.
– Перевозка таких животных достаточно сложна, как вы справляетесь?
– Мы не ездим на очень дальние расстояния. У нас есть специальный фургон. Воспаление легких и инфаркт – самые распространенные болезни у крокодилов. Если их задергать, то сразу проблемы с сердцем, перепады температуры тоже опасны.
– В мировой практике частенько подрезают крокодилов, чтобы было безопасно работать…
– В моей команде ни один крокодил не подрезан, ветеринары проверяли, приходили зеленые. Смотрели, как я кормлю животных, как они щелкают челюстями. Это не измученные животные, которым травмируют челюстные мышцы, а они потом вообще не могут жевать пищу. Я приглашаю всех – приходите, смотрите, когда я кормлю их…
– Сейчас все больше призывов защитников животных за цирк без зверей. Что вы думаете об этом?
– Это, конечно, уже не то. Знаменитый Cirque du Soleil сначала был на пике славы, но сейчас к нему интерес падает. Это уже не цирк, а театр. За время, пока работаю, ни один крокодил у меня не умер. Для примера, в живой природе – жесткий отбор, выживает лишь часть популяции. Вот и судите сами о жалости к животным.
АЛМАТЫ