Какие товары нельзя вернуть в магазин в Казахстане

Что и почему нельзя вернуть в магазин, решил разобраться корреспондент Caravan.kz

 Мы все привыкли, что можно купить что угодно и где угодно, и - если не подошло, все можно вернуть в магазин. Оказывается, так было не всегда. В беседе со старшим поколением выяснилось, что еще лет 20-25 назад вернуть что-либо в магазин было практически невозможно, и во многих магазинах даже висели объявления о том, что товар не подлежит обмену и возврату.

Не было тогда еще агентств и комитетов по правам потребителей и иных организаций, защищающих интересы покупателя. Сейчас это кажется невероятным, но так и было. Не говоря уже о сроке в лет 30 назад. Ошибся с размером или не заметил брак - тогда это означало: сам виноват и делай с этой вещью теперь, что хочешь. Это же относилось и к дорогостоящей бытовой технике, даже несмотря на наличие гарантийного талона. То есть в магазине товар включали, показывали, как он работает, выписывали гарантийный талон, а потом в случае неполадок с новой техникой вернуть по факту ее было очень сложно. Для этого приходилось обращаться в различные инстанции, вплоть до суда. И только с годами, с появлением конкуренции в торговой сфере и организаций по защите прав потребителя, ситуация с возвратом стабилизировалась.

Сегодня возврат товаров в Казахстане регламентируется Законом РК "О защите прав потребителей".  Существуют еще пояснения и уточнения к нему. В частности, Возврат товара РК в 2023 году: правила и нюансы Опубликовано: 14 февраля 2023, 13:00

 Но сначала разберемся, в каких случаях товар можно вернуть в Казахстане. Можно, если: приобретенная вещь оказалась с повреждениями, дефектами, а продавец о них не предупредил; вещь не подошла по размеру и не пропущен срок, в течение которого можно товар вернуть. Или, если товар не включен в перечень тех видов, которые не подлежат возврату или обмену. В любом случае законом предусмотрены практически все необходимые условия.

Если ваша покупка подпадает под описанные выше условия, то вы легко обменяете или вернете товар. А вам дадут другой или вернут деньги.

 Что делать, если вас укусил каракурт

Но существуют некоторые группы товаров, которые, по закону, вернуть нельзя.

В частности, согласно ст. 30, п. 1, это: Лекарства и медицинские изделия. Нательное белье. Чулочно-носочные изделия. Устройства сотовой связи. Метражный товар (ткани, ковровые изделия, кабели, линолеум, пленка). Животные и растения.

 В остальных случаях, при соблюдении законных требований, товар можно заменить или вернуть, получив деньги.

 Не всегда, правда, можно с легкостью договориться об обмене или возврате денег, но в случае конфликтной ситуации в Казахстане с 2021 года запущена Единая информационная система приема и рассмотрения жалоб e-Tutynushy. Сейчас платформа находится на этапе пилотного тестирования, к ней подключены более 260 торговых организаций, со временем будут подключены все остальные. На этом онлайн-ресурсе потребители могут оставить жалобу и прикрепить необходимые документы. Претензию направят в торговую организацию, которая должна на нее отреагировать в течение 10 дней. Если не отреагирует - подключаются соответствующие госорганы.

Если стороны все же не придут к соглашению, то потребитель всегда может обратиться с исковым заявлением в суд. Сделать это можно на сайте электронного правительства eGov.kz.