Это только в голливудских блокбастерах проблемы вселенского масштаба решаются просто: астероиды взрывают, а картошку высаживают на Марсе… На деле же – все глубже и намного интереснее.
В изучении того, что происходит за пределами Земли, казахстанская наука не стоит на месте. И, представьте, будущее у нее – самое звездное! Какие тайны небесных светил разгадали наши ученые, корреспондент “КАРАВАНА” выясняла в Тянь-Шаньской высокогорной астрономической обсерватории.
Такого кристально чистого снега, как на высоте более 2 700 метров над уровнем моря, в окрестностях Алматы вы нигде не увидите! Обсерватория находится выше Большого Алматинского озера. К слову, ее местоположение по многим параметрам уникально. На данной долготе между Европой и Японией больше нет подобных ей, и потому мировое сообщество очень заинтересовано в наблюдениях отечественных ученых.
Объект расположен вдали от смога, городских огней. Прозрачная атмосфера позволяет астрономам наблюдать за небесными телами как в обычном, так и в ультрафиолетовом, инфракрасном диапазонах. Цивилизация – только на территории городка. Когда-то сюда могли запросто попасть туристы, но Тянь-Шаньскую обсерваторию включили в перечень стратегических объектов, и теперь за шлагбаум без спецпропуска заходят лишь снежные барсы да лисы.
В обсерватории исследуют в основном слабые по яркости небесные светила, и любая подсветка территории, особенно телескопов, – кострами, фонариками, лазерными указками – негативно сказывается на научных результатах.
700 снимков за ночь
Сегодня ученые Астрофизического института имени Фесенкова Национального центра космических исследований и технологий РК сотрудничают с иностранными коллегами по 11 научным программам. Астероиды, кометы, переменные звезды, белые карлики, гамма-всплески, ядра галактик и многое другое – объекты их ежедневных наблюдений. Для чего это нужно? Многие явления на Земле и в космосе взаимосвязаны, один из тысячи примеров – изменение климата.
Оптика и механика телескопов Тянь-Шаньской астрономической обсерватории (ТШАО) изготовлены известной немецкой компанией Carl Zeiss Jena в 1989 году, а электроника произведена венгерской компанией. Всего было выпущено 12 таких телескопов, три из них установлены в Казахстане.
После развала связей между странами соцблока телескопы ТШАО вышли из строя – не хватало элементарных запчастей. Да и электроника устарела. Потребность же в работе этих телескопов велика не только для Казахстана, но и для всей мировой астрономии. Наши ученые продолжали работать на малых телескопах Астрофизического института на Каменском плато, ожидая запуска оборудования.
В 2013 году завершилась модернизация и автоматизация восточного телескопа, а весной 2014 года еще одного – западного. Сейчас на них установлена новейшая электронная система управления, которая позволяет дистанционно управлять телескопами, находясь в соседних помещениях. Или – через Интернет, из любой точки Казахстана и даже земного шара. Как шутят ученые, они могут пить чай или отдыхать после ночного дежурства, а умная машина работает.
– За ночь на компьютер записывается до 700 снимков, – рассказывает инженер Максим КРУГОВ. – Эти архивные данные будут нужны людям и через сто лет. Информация хранится на жестких дисках. Все три обсерватории нашего центра (на Каменском плато, в Ассы-Тургене, Тянь-Шаньская) связаны между собой единой компьютерной системой. Информация, полученная в Тянь-Шаньской обсерватории, на следующий день через спутник попадает и записывается в центральном офисе. Открываем любой снимок с нашего телескопа и распознаем его по международным каталогам. В них хранятся данные о миллиардах звезд. Информация – открытая, это достояние мировой науки.
Если поведение звезды нас смущает по каким-то параметрам – связываемся с коллегами из других обсерваторий, например, США.
У нас день – а у них ночь, и, таким образом, наблюдение ведется непрерывно. В астрономии приоритет номер один – развитие науки. И важно имя страны на научной карте мира. Сложно представить, чтобы ученые из другой обсерватории вдруг заявили – дайте денег, а мы для вас понаблюдаем…
О чем расскажет белый карлик?
С 2013 года казахстанские астрономы тесно сотрудничают с коллегами из других стран в рамках международного проекта “Всемирный телескоп” (WET). Несколько десятков обсерваторий из разных уголков земного шара проводят длительные фотометрические исследования избранных объектов – белых карликов.
– Звезды, как и люди, рождаются, развиваются и умирают, – говорит ведущий научный сотрудник Анатолий КУСАКИН (в 1975 году он был среди 88 первооткрывателей новой звезды в созвездии Лебедь). – Если звезда имеет массу, сравнимую с Солнцем, то в конце своей эволюции она превращается в белого карлика. Наше Солнце закончит свою жизнь белым карликом, и мы с интересом изучаем эти объекты, так как получаем дополнительную информацию о нем.
Влияют ли вспышки на Солнце на самочувствие землян, ведь об этом постоянно предупреждают врачи?
– Конечно, это явление сказывается на самочувствии людей, – продолжает ученый. – Мощные вспышки влияют на электронную технику, даже сгорают детали у спутников, также может отказать электроника самолетов. В марте 1989 года в канадской провинции Квебек мощная магнитная буря повлекла за собой перегрузку всей энергосистемы провинции. В результате миллионы человек остались без электричества. Ученые Казахстанского института ионосферы (он входит в Национальный центр космических исследований и технологий) совместно с коллегами из других стран занимаются данным вопросом, чтобы в будущем избежать подобных неприятностей.
– Вопрос, который интересует многих: есть ли жизнь на других планетах?
– Могу предположить: на спутниках Сатурна, Юпитера, где имеется соленая вода, какие-то формы жизни обязательно будут развиваться. Высокоразвитая жизнь гипотетически может существовать на миллиардах звезд. Но вероятность столкновения наших цивилизаций ничтожно мала…
Миллионы лет – в одной минуте
Инженер Мухагали КАЛАМБАЙ с детства любил наблюдать за звездным небом. Как и многие дети, с упоением перечитывал “Незнайку на Луне”. Потом были уроки астрономии в школе, обучение в университете по специальности “физика и астрономия”, курсы английского языка – в науке без него далеко не продвинешься. Мухагали готов часы проводить со звездами наедине, а палитру собственных чувств не может передать словами…
– Для меня это работа и хобби, – поделился молодой ученый. – Наше оборудование помогает объединить моделирование, физическую теорию и объяснить наблюдаемые явления. Компьютерное моделирование позволяет миллионы лет уложить в одну минуту и показать сценарий – что же произойдет со звездой или кометой. В данном направлении мы тесно сотрудничаем с Китаем, Германией.
Чего не хватает казахстанской науке?
За несколько часов, что наша группа провела в обсерватории, мы понаблюдали в режиме онлайн за одним из 637 тысяч 55 астероидов, имеющихся в мировом каталоге. А заодно проверили – что происходит на Луне.
С Анатолием Кусакиным мы рассуждали на тему, как человечество могло бы использовать потенциал, ресурсы Луны и стоит ли покупать лунные участки с сомнительными документами у предприимчивых людей.
Понимаю, пока кажется нереальным перенести заводы по добыче полезных ископаемых за более чем 360 тысяч километров от Земли. Однако недавно новый глава ESA (Европейское космическое агентство) Иоганн-Дитрих Вёрнер рассказал о ближайших планах по строительству исследовательской станции на Луне, которая может стать преемником Международной космической станции... Так что “колонизация Луны” – не такая уж и утопия.
Интересно, какой видят астрономию наши ученые в будущем?
По мнению Максима Кругова, группы астрономов будут объединяться вокруг научно-исследовательских университетов, дистанционно работать на спутниковых телескопах. Наземные аппараты станут в разы мощнее. И в обсерваториях Ассы-Тургень, Тянь-Шаньской появятся телескопы с диаметром зеркала четыре-шесть метров – мечта наших ученых. Но, чтобы наука шагала вперед, нужны квалифицированные кадры. Интерес к астрономии необходимо прививать с детства, считают мои собеседники. А для этого стоит возродить по стране кружки юных техников, астрономов. Ведь сами светила отечественной науки свои первые наблюдения делали еще в нежном возрасте, через самодельные телескопы…
Алматы