Эту тему изучил корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Магия крови
Самые древние ритуалы кочевников на достаток и материальное благополучие были весьма суровы. Описание обрядов встречается у многих античных авторов. Разбогатеть в те времена кочевникам можно было только двумя способами: удачно развести скот или ограбить кого-то. Наши предки верили, что такие ответственные занятия невозможны без помощи духов, а духи требуют жертвоприношений, в том числе и человеческих. Людей приносили в жертву крайне редко, и только перед важными сражениями, когда противник превосходил племя по силе и количеству воинов. Любопытно, что для жертвоприношения духам войны требовался пленник из вражеского племени. Своя логика в этом есть, так как считалось, что духи войны попробуют кровь врага, это пробудит их жажду, и они станут помогать воинам племени, чтобы досыта напиться вражеской крови. Якобы для продолжения «банкета» духам захочется именно той кровушки, которую они отведали в самом начале, в качестве аперитива, а смешивать ее с другой - как-то не по-гурмански.
У каждого племени был свой вариант ритуала жертвоприношения на победу. Человеческую кровь лили в костер, в реку, мазали на священные камни, разбрызгивали по ветру. Единственное общее условие ритуала - пролить жертвенной крови как можно больше, чтобы духи не обвинили их в жадности.
В ритуалах на плодородие все было с точностью наоборот. В жертву приносились животные. И если хоть одна капелька крови попадала на землю, то считалось, будто духи жертву не приняли. Животное (чаще всего молодую лошадь) под ритуальные песни душили специальной петлей. Потом тушу аккуратно разделывали, мясо и внутренности варили в котлах, а потом съедали всем племенем. Шкура и кости высушивались на солнце, и из них делали амулеты.
Сюжет жертвоприношения коня, когда несчастное животное душили специальной удавкой, часто встречается на греческих амфорах. Эллины считали этот варварский ритуал кочевников экзотичным.
Ритуал проводился обычно по весне в день равноденствия..Так что у пиршества на Наурыз корни намного древнее, чем принято считать. Иногда ритуал повторяли в периоды засухи, падежа скота и прочих катаклизмов. Отголоски этого обряда встречаются и сейчас. Например, в июне 2021 года, когда в Мангыстау царила засуха, в жертву принесли барана. Обряд проходил в центре города, прямо на набережной Актау и вызвал много негативных реплик в соцсетях. Тем не менее всего 10 дней спустя после ритуала на Мангыстау хлынул долгожданный дождь, причем довольно редкий для этих краев. Причем дождь шел около недели, щедро напоив высохшую почву Устюрта. Позже ритуал повторяли и в остальных регионах Казахстана, и, что удивительно, эффект был почти всегда.
Жертвоприношение барана в Актау долго обсуждалось в соцсетях даже за пределами Казахстана.
Шкурный интерес
Человеческие жертвоприношения и убийства животных, чтобы умилостивить духов природы, - не самая гуманная часть нашей истории. Но при этом следует помнить, что в других краях обряды жертвоприношений были куда страшнее. Есть сведения, что в Месопотамии, чтобы умилостивить богов, заживо сжигали грудных младенцев, в Южной Америке жрецы вырезали ещё трепещущие сердца людей во славу бога солнца Тонатиу, а уж сколько убитых животных попросту сжигали на алтарях у разных народов - и не сосчитать. У нас по крайней мере мясо жертв не пропадало попусту.
Кроме того, к золоту и драгоценностям наши предки относились спокойнее, чем в других краях. Блеск золотишка и серебра и их не оставлял равнодушным, но драгметалл чаще шел на украшения и ритуальную посуду. В степи на золотые монетки особенно ничего не купишь, так что денежкам люди предпочитали скот, от которого есть реальная польза. Когда же страсть к деньгам докатилась и до наших краев, с монетами пришли и прочие напасти. Сбережения гораздо легче бездумно потратить, чем прогулять табун лошадей или отару баранов. Тогда-то и пришли первые ритуалы, направленные именно на привлечение денег.
Один из таких красочно описывает отец истории Геродот. Как и водится, греческий историк обязательно вставляет ремарки, что степные варвары так необразованны, что вместо того, чтобы взять в кредит пару сотен драхм у ростовщика, проделывают какие-то дикие обряды.
Ритуал использовался только, когда материальное положение было совсем плачевным или когда срочно требовалась большая сумма. Человек резал лучшего быка, который у него был, бросал мясо в котел, а сам расстилал шкуру убитого животного и сидел на ней не вставая, пока денежный вопрос не решится. Отлучаться разрешалось лишь по нужде и чтобы попить водички. Есть что-нибудь, а тем более мясо быка, строго запрещалось. Зато отведать мяска из котла мог любой желающий. За трапезой он рассказывал хозяину последние новости. Именно в этой информации человек должен был уловить посыл, как «поднять бабла». Нередко ждать нужную информацию приходилось долго. Это и объясняет, почему для жертвы требовалось именно жесткое бычье мясо. Другое за несколько дней на огне разварилось бы в студень. Магическая часть этого ритуала заключалась в том, что именно духи должны были послать человека с нужными новостями. Хотя и практичная сторона у всего этого есть. Ведь и нынешние финансисты пристально следят за каждой новостью, будь то наводнение в Дубае или скандальный твит Илона Маска. Ведь все это может значительно увеличить капитал при грамотных инвестициях. Кочевники были слишком далеки от современных биржевых игр, но новость о том, что в соседнем племени намечается большой той, дает надежду выгодно продать жирных барашков. Строгий пост и многодневное сидение на шкуре должно послужить дополнительным стимулом. Когда страшно хочется есть, то хватаешься за любую идею.
В Иране до сих существует выражение - "сидит на шкуре". Оно означает, что человек находится в тяжелом материальном положении и готов на всё, чтобы исправить ситуацию.
Храните, духи, мой костёр!
Вскоре появились и более простые ритуалы на денежки. Их простота позволяла проводить их каждый месяц, а то и каждый день. Многие из них дожили и до наших дней. Наверное, каждый из нас видел, как торговка на рынке, получив от покупателя купюру, водит ею по всему товару или окуривает адыраспаном прилавок. Традиция показать молодому месяцу серебряную монетку и попросить его, чтобы денежки водились - ритуал, уже ставший привычкой. Показывают монетку месяцу и в европейской части континента, но истоки у этой традиции восточные. Ведь тут еще с языческих времен к Луне было особое отношение, а с приходом ислама полумесяц стал религиозным символом.
Существовали и более колоритные обряды. Без молодого месяца и тут не обошлось.
Для привлечения денег необходимо в первую ночь новолуния отправиться к могучему дереву, желательно, чтобы оно росло возле водоема. С собой надо взять новую яркую ленточку, лучше всего красную, пучок адыраспана и пиалу с крупой. Ближе к полуночи желающий разбогатеть разводит костер, обматывает ленточкой адыраспан, поджигает его, и окуривая душистым дымом кошелек читает заговор на деньги. Текст заговора использовался разный. Где-то о богатстве просили Луну. Где-то добрых духов. Этнографы на Алтае записали заговор, где упоминается Хозяйка ветров, божество, известное еще со времен тенгриаства. Скорее всего, это самый древний вариант заклинания. В более поздних вариантах проводящий ритуал обращается к малаикам, то есть ангелам из ислама.
Заговор повторяется до тех пор, пока не поднимется ветер. Если этого не произошло, пока адыраспан догорел до ленточки, значит, высшие силы не хотят давать человеку богатство.
Если же духи дали знать о себе порывом ветра, то с адыраспана снимается ленточка, оставшийся пучок кидается в костер. А ленточку нужно привязать как можно выше на ветку дерева. Крупу из плошки следует высыпать под корни, чтобы отблагодарить духов.
Ленточки на дерево принято повязывать и сейчас, только первоначальный смысл уже в это никто не вкладывает.
Потом жаждущий богатства ждал, пока догорит костер. Тушить его запрещалось. И только после того, как догорит последняя искра, можно было идти домой в предвкушении богатства, которое свалится в течение месяца.
Ритуалов на богатство существовало много, но именно этот достоин упоминания, потому что в нем смешалось сразу несколько верований. Призыв духов пришел от тенгрианства, огонь, который нельзя тушить - от зороастризма, и даже след ислама здесь наблюдается. Более того, в приграничных с Россией регионах к пучку адыраспана прилагалась еще и свеча, то есть явное заимствование из христианства.
Ненавидит еж цыган
Перенимание сакральной атрибутики у соседних народов - вполне естественное явление. Оно существовало издревле и будет существовать всегда. И в наш более просвещенный век никого особо не смущает, если у православной христианки на рабочем столе стоит буддийская трехлапая жаба с монеткой во рту, а дома лежит пачка палочек пало-санто, которые мексиканские католики позаимствовали у древних инков и теперь окуривают ими жилища вместо ладана.
В XIX веке казахские семьи тоже позаимствовали некоторые ритуалы у цыган. Цыганская магия отлично ложится на степной быт. Ведь это обе кочевые культуры, а значит, и предметы для ритуалов схожи, как и локации для обрядов.
Особенно много денег сулил ритуал с зубом мудрости. Еще бы - выпадает он у человека не каждый день. Зуб следовало завязать в красную тряпицу и в полнолуние закопать на кладбище, на самой старой могиле. Сделавший это мог рассчитывать на невероятное богатство, которое свалится на него в течение 10 лет. Этнографы такие случаи применения цыганской магии фиксировали, но крайне редко. Дело в том, что зубы у степняков почти всегда были отличные, и восьмерка могла выпасть только у совсем древнего старца, который уже не в состоянии ждать богатства 10 лет.
А вот другой цыганский ритуал на деньги тут быстро прижился. Скорее - к сожалению, потому что для него надо было убить мелкую животину. Цыгане верили, что тот, кто прибьет гвоздями на иву шкурку ёжика в новолуние, целый месяц нуждаться в деньгах не будет. Ежиков в степи всегда хватало, а дети из аулов особой любовью к диким животным не отличались.
Цыгане же ежиное мясо употребляли в пищу, поэтому забавы ради ежей не убивали. Шкура же несчастного животного была просто остатком трапезы, вроде картофельных очистков, так почему бы ее и не прибить на дерево?
Шкуры ежа на дереве и сейчас встречаются рядом с местом, где располагался цыганский табор.
Конкуренты не нужны
Официальная религия языческие ритуалы никогда не одобряла, но побороть тягу народа к ним не могла. А если нельзя побороть, то нужно возглавить. В XIX веке Казанская духовная академия приняла решение контролировать мусульманские народы Российской империи. Среди планов перевести богослужения в мечетях на русский язык и священные книги ислама на кириллицу были и совсем экзотические проекты. На базе старых народных ритуалов придумывались новые, где начисто исчезала языческая составляющая.
Традиция хранить в кошельке особую монетку, которую нельзя тратить, существовала у многих народов. Христиане нередко освящают неразменную денежку в церкви, например, на Пасху, пряча её среди куличей. Для мусульман в Казани придумали более сложный обряд.
Перед тем как наполнить монетку денежной энергией, нужно было сделать щедрое пожертвование мечети, а потом держать строгий пост целую неделю, питаясь только водой и хлебом. Прочие грешные дела в этот период тоже само собой запрещались.
После недели праведной жизни следовало снова сходить в мечеть, помолиться, опять сделать пожертвование, но теперь требовалось взять с собой монетку. После молитвы денежка зажималась в ладонях и над ней надо было читать аяты, с 79-го по 84-й из суры 36.
Так монетка становилась мощным денежным талисманом. Любопытно, что к ритуалу давалось предупреждение, что свою силу амулет потеряет, если его владелец хоть раз проведет какой-нибудь языческий ритуал. Более того, тогда монетка, наоборот, принесет в семью бедность на несколько поколений.
Расчет авторов ритуала был довольно хитрым. Во-первых, человек как минимум дважды посетит мечеть и оставит там пожертвования. Во-вторых, совершать другие ритуалы он явно побоится. А в третьих, рано или поздно верующий задумается, о чем говорится в довольно сложной суре, которые он зазубрил, и за толкованием он обязательно обратится к мулле. Надо ли говорить, что духовенство того времени полностью контролировалось из столицы империи, и священникам подробно описывали, что именно нужно говорить верующим, чтобы те почитали царя-батюшку.
Описание этого ритуала издавалось в специальных брошюрках, предназначенных для мусульман Татарстана, Башкирии и Казахстана. Для мусульман Кавказа издавались другие книги, где учитывался уже их менталитет.
Газета «Терджиман» (Переводчик) - первое частное мусульманское издание в Российской империи. Для привлечение читателей тут печатались и рецепты необычных халяльных блюд, и магические советы, одобренные официальным духовенством.
Нет ничего плохого, чтобы дважды сходить в мечеть, а чтение Корана полезно и атеисту для общего развития. В ХХI веке уже не нужно резать быка, чтобы узнать последние новости о перспективах инвестиций, а утилизацию зубов мудрости лучше доверить стоматологам. Выбраться на природу и сжечь пучок адыраспана у старого дерева, конечно, можно, но лучше устроить там пикник с шашлыками, а убивать ни в чём не повинных ёжиков точно не стоит. Магия - магией, но лучший способ привлечь деньги в свою жизнь –это много работать и постоянно повышать свою квалификацию. С просрочками же по кредиту, взятому на ненужные статусные вещи, духи явно не помогут. Против злобных коллекторов и строгой банковской системы магия бессильна.