Этот день был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом. Согласно статистике ВОЗ в Казахстане, как и во всем мире растет количество детей с аутизмом, которых насчитывается более 35 000, что составляет по статистике 1 на 50.
В целях формирования инклюзивного общества и создания равных возможностей для детей с особыми образовательными потребностями запланирован перечень мероприятий как в столице, так и по всему Казахстану в рамках месяца распространения информации об аутизме.
3 апреля 2019 года 10.00 ч. в СШ № 37 имени С. Мауленова г. Нур-Султан состоится посещение Кабинета поддержки инклюзии, открытого Корпоративным Фондом «Болашак» в рамках реализации первого направления проекта Партии «Nur Otan» - «Кедергісіз келешек – Будущее без барьеров» - содействие развитию инклюзивного образования.
В мероприятии примут участие Секретарь Партии «Nur Otan» Илья Сергеевич Теренченко, постоянный представитель ВОЗ в РК Честнов Олег Петрович, директор Корпоративного фонда «Болашак» Динара Гаплановна Чайжунусова, член жюри Конкурса на лучшие материалы об инклюзивном образовании Ляйла Султанкызы и другие заинтересованные лица.
Справочно: в 2019 году Корпоративным фондом «Болашак» совместно с Партией «Nur Otan» в рамках реализации первого направления проекта Партии «Nur Otan» - «Кедергісіз келешек – Будущее без барьеров» запланировано открытие 20 кабинетов поддержки инклюзии по всему Казахстану. В настоящий момент уже ведется соответствующая работа по охвату данной инклюзивной моделью образования во всех регионах страны.
Кроме посещения КПИ, Корпоративным Фондом «Болашак» в рамках месяца информирования об аутизме запланированы следующие мероприятия:
2 апреля 2019 г. стартует Ежегодный Республиканский конкурс среди представителей СМИ, медиа-специалистов и любителей на лучшие материалы по освещению инклюзивного образования: «Каждый ребенок достоин школы».
Прием работ осуществляется по следующим номинациям в период со 2 апреля по 1 августа:
«Лучшая телевизионная работа»;
«Лучший социальный ролик»;
«Лучшая печатная публикация»;
«Лучшая интернет публикация».
С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте www.bolashakcharity.kz.
3 – 30 апреля т.г. в 8 городах Казахстана в школах с открытыми КПИ пройдут классные часы, посвященные распространению информации об аутизме.
с 9 по 30 апреля т.г. – запланировано проведение рейдов общественно-партийного мониторинга за качеством условий, созданных для полноценной инклюзии граждан с особыми потребностями в инклюзивных детских садах, школах, организациях ТиПО и всех ВУЗах РК.
10 апреля 2019 т.г. в Театре оперы и балета «Астана Опера» впервые в Казахстане состоится адаптивная постановка: «Карнавал животных» для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
В рамках первого направления проекта Партии «Nur Otan» - «Кедергісіз келешек – Будущее без барьеров» дети с ООП получают возможность учиться в школе вне зависимости от своего диагноза. Для обеспечения детей с ООП необходимой помощью в школе функционирует Кабинет поддержки инклюзии (КПИ). На сегодняшний день Фондом открыты и функционируют 20 кабинетов поддержки инклюзии в 9 городах РК. За время реализации Проекта 248 детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями получили возможность ходить в школу со своими сверстниками каждый день.
Как работает инклюзивная модель образования?
Школа — маленькая жизнь, которая наполняет детство каждого ребёнка. Помимо получения образования в школе ребенок учится дружить, играть, помогать, выручать. В рамках Проекта дети с особыми образовательными потребностями получают возможность учиться в школе вне зависимости от своего диагноза. Для обеспечения детей с ООП необходимой помощью в школе функционирует Кабинет поддержки инклюзии (КПИ).
Главная цель специалистов КПИ – обеспечить комфортное включение ребенка в социальную среду школы. Куратор составляет индивидуальную программу развития, тьютор помогает ребенку осваивать программу и взаимодействовать с одноклассниками и учителями, учитель КПИ следит за процессуальной целостностью ведения детей по программам.
В свободное от уроков время специалисты проводят в КПИ индивидуальные и групповые развивающие занятия. Кабинет поделен на четыре зоны: зона сенсорной разгрузки, зона индивидуальных занятий, зона групповых занятий и зона работы учителя. Каждая зона оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Особенностью данного направления является обязательное методическое сопровождение (далее - курация) школы. Необходимость курации вызвана особенностями развития детей с ментальными нарушениями.
Кураторы направления разрабатывают для каждого ребенка индивидуальную программу развития (ИПР), обучают работе по этой программе и ведут консультационную поддержку команды КПИ, которая состоит из учителя КПИ и тьюторов (сопровождающих лиц).