Какие дела приходится распутывать сегодня алматинским следователям и куда пытается вывернуть кривая криминальной статистики

Понимая, что именно следственные органы выдают тот самый конечный результат, на который работают все остальные подразделения полиции, мы решили обратиться за ответами к заместителю начальника департамента полиции г. Алматы по следствию подполковнику Рустаму АБДРАХМАНОВУ.

Как так?

– Сколько за 9 месяцев у нас зарегистрировано преступлений общеуголовной направленности?

– В прошлом году у нас были введены карантинные мероприятия и ограничения, поэтому сравнивать 2020-й с 2021-м будет не вполне корректно. Но попробуем.

За 9 месяцев 2020 года в Алматы было зарегистрировано 20 886 уголовных правонарушений. К ним относятся – особо тяжкие, тяжкие, средней и небольшой тяжести. За аналогичный период 2021 года произошло 19 761 правонарушение. То есть на 1 025 меньше, чем в предыдущем.

– Что подразумевается под особо тяжкими правонарушениями?

– Особо тяжкие виды уголовных правонарушений по всем статьям УК РК – такие, за которые наказание по санкциям статей превышают 8 лет. Так вот, в 2020 году их было 126, а в 2021-м – 133. Тяжких преступлений в 2020 году – 5 151, в текущем – 4 526. Идет снижение на 625 фактов.

Преступлений средней тяжести в прошлом году зарегистрировано 10 183, а в 2021-м – 9 781. Снижение на 402 случая. Преступлений небольшой тяжести в 2020 году – 3 264, а в 2021 году – 3 142.

– Какое количество убийств?

– В 2020 году в Алматы было зарегистрировано 60 убийств. Но тут я уточню, что не все 60 человек скончались.

– Как так?

– Есть такое понятие, как покушение на совершение преступления. Допустим, человек бьет потерпевшего ножом в жизненно важные органы. Но раненый не умирает. В таком случае его признают потерпевшим по факту покушения на убийство. Это будет считаться покушением. Поэтому не надо думать, что все 60 человек скончались.

– А если ранения пришлись не в жизненно важные органы, а человек все-таки скончался?

– Тогда подозреваемого привлекают по ч. 3 ст. 106 УК РК “умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть”. За 9 месяцев 2021 года убийств зарегистрировано 43, и, повторюсь, не все эти люди скончались. В суд ушло 40 дел. Одно досудебное расследование по ч. 3 ст. 106 УК РК “покушение на убийство” было инициировано в отношении стрелка, который открыл огонь в жилищном комплексе “Бухар Жырау”. Дело в том, что подозреваемый из своего охотничьего ружья ранил охранника. Но потом расследование пришлось прекратить в связи со смертью подозреваемого.

– Получается, во время карантинных ограничений убийств у нас было больше? Почему?

– На мой взгляд, это происходило по причине того, что люди сидели дома и употребляли спиртные напитки. Вот между ними то и дело и возникали скандалы на бытовой почве. Кто-то хватался за нож и убивал своего визави…

А сейчас, когда ограничения, связанные с карантином ослаблены, люди вышли на работу и стали меньше контактировать и конфликтовать друг с другом в запертых помещениях. Поэтому убийств стало меньше.

– Как обстоят дела с разбоями?

– В прошлом году имелось 30 фактов, а в 2021 году – 26. Тут поясню, что представление о разбойных нападениях у наших сограждан несколько киношное. Знаете, как в голливудских боевиках: вооруженные разнообразным оружием преступники вбегают в банк, дают автоматную очередь в потолок, все присутствующие падают на пол…

На практике всё происходит совсем иначе. Например, сидит девушка-кассир ночью на АЗС, охранник спит. Тут входит незнакомец, на лице у него – медицинская маска, а на голове – капюшон. В руках незваный гость держит некий предмет, похожий на оружие, и угрожает им кассирше. Так как в помещениях АЗС установлены видеокамеры, всё это записывается. И даже если потом, во время досудебного расследования, вдруг выяснится, что пистолет был игрушечный, преступление всё равно будет квалифицировано как разбойное нападение. Ведь главное тут восприятие потерпевших. А они посчитали, что налетчик угрожал им огнестрельным оружием, и, естественно, сильно перепугались.

Из всех разбоев у нас только один не раскрыт.

– Сколько раз наши граждане умышленно причинили друг другу тяжкий вред здоровью в прошлом и текущем годах?

– Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в 2020 году было зарегистрировано в 97 случаях, а в текущем – в 115. Это по всем частям ст. 106 УК РК. Но и тут не надо думать, будто все потерпевшие погибли. Смертельные случаи отражает ч. 3 ст. 106 УК РК. Так, в 2020 году погибли 26 граждан, а в этом – 20.

Трудятся “на рывок”

– Что можете сказать об изнасилованиях? Помню, раньше немало потерпевших сначала писали заявление на своих обидчиков, а потом мирились с ними и забирали заявление обратно. Сейчас всё по-старому?

– Нет, так как в законодательстве произошли изменения. Изнасилования перешли в категорию тяжких видов преступлений, и примирение между сторонами теперь не предусмотрено.

– А если представительница прекрасной половины человечества возьмет и солжет, заявит, будто ее изнасиловали? Тогда бедолагу посадят?

– Ну бремя сбора доказательств лежит на органах расследования. Все показания будут тщательно проверяться. Если за 9 месяцев 2020 года произошло 42 факта изнасилования, то в 2021-м – 39.

Не могу обойти молчанием деятельность некоторых общественных фондов. Ежедневно на страницах своих сайтов они проводят какие-то анализы. Сравнивают ситуацию с соседними странами, некоторыми республиками бывшего СССР. И в результате их анализа получается, что ситуация с половой неприкосновенностью у нас просто страшная. Из дома не выйти, всех насилуют! В связи с этим хочу заявить: это не так! Ведь я сам с этим видом преступления работаю. И, кстати, статистика формируется не МВД, а комитетом правовой статистики и правовых учетов при Генеральной прокуратуре РК.

Отмечу, нераскрытых изнасилований у нас нет! За 9 месяцев нет ни одного дела по изнасилованию, которое было бы прервано за неустановлением подозреваемого лица. Эта статистика (по крайней мере, в Алматы) прямо противоречит тем выводам, которые дают общественные фонды. И нас, сотрудников полиции, подозревать в каких-то подлогах не получится. Цифры – вещь упрямая, к тому же еще раз подчеркиваю: это не мы формируем статистику.

– Сколько зарегистрировано грабежей?

– В 2020 году был 601, в текущем – 492. В основном грабители “работают” так: подбегают сзади к какой-нибудь женщине, рвут из ее рук сумку и убегают. Короче говоря, трудятся “на рывок”. Не раскрыто 163 грабежа.

– Сколько у нас хулиганств?

– По итогам 9 месяцев 2020 года – 245, а в этом году – 175.

– Как в новом законодательстве звучит определение хулиганства?

– Особо дерзкое нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам или угрозой его применения. Статья состоит из 3 частей. Один из обязательных критериев при квалификации этого уголовного правонарушения – отсутствие обоюдной неприязни между подозреваемым и потерпевшим.

Главная проблема – аферисты

– Как в Алматы с мошенничествами?

– В 2020 году в период карантина было 4 529 случаев, а за аналогичный период текущего года – 6 305. Пошел рост. Алматы – магнит для транснациональных ОПГ: что творили в мегаполисе залетные банды

Мошенничества, я вам скажу, отвлекают на себя всю алматинскую полицию. Всё дело в финансовой грамотности людей. Кстати, львиную часть недовольства работой полиции высказывают именно потерпевшие по мошенничеству. И, надо признать, жертв мошенников очень много.

– И, наконец, как чувствуют себя абсолютные чемпионы по криминальному цеху – воры всех мастей?

– За 9 месяцев 2020 года зарегистрировано всего 11 412 краж, а в текущем – 8 542. Явное снижение. Из них в особо крупном размере для физлиц (когда причинен ущерб более чем на 2 тысячи МРП) в прошлом году – 3 103 случая, в текущем – 2 069.

– Сколько у нас, в Алматы, следователей и какова сегодня нагрузка на каждого из них?

– По штату – 326 следователей, нагрузка по уголовным делам на одного – 79,4 дела.

– А сколько дознавателей?

– 152, нагрузка на каждого – 132,2 дела.

– Немало, надо признать… Какие преступления в этом году вам запомнились больше прочих?

– Мошенничества. Потому что там больше всего потерпевших. Ну и, конечно, трагедия в микрорайоне “Акбулак”, где подозреваемый во дворе частного дома расстрелял 5 человек, в том числе – 2 сотрудников полиции…

Я считаю, его действия не имеют никакого оправдания. Чего он добился? Решение суда осталось прежним, сам он будет осужден, а людей уже, увы, не вернуть…

АЛМАТЫ