Какая зараза проникла в Тараз?

День 12 ноября в городе начался, как обычно, но уже в 11 часов  поползли слухи о взрывах.

Журналисты бросились за проверкой и подтверждением информации, но телефоны ДВД, ДКНБ и служб ЧС не отвечали. Сайты информагентств сообщили уже о четырех (!)  взрывах в Таразе – возле загса, департамента КНБ, гастронома и магазина “Отрар”. В центре города, куда мы проехали для проверки информации,  увидели оцепление возле центрального гастронома по улице Казыбек би. Зеваки рвались сквозь оцепление... Возле  загса и магазина “Отрар” полиции не было, а вот подходы к зданию областного ДКНБ были оцеплены. Стало понятно, что в городе действительно что-то  произошло.  

Официальные органы хранили молчание. Страх и неопределенность захлестнули город. А когда  задержали двоих мужчин на перекрестке улиц Абая и Толе би, то некоторым жителям показалось, что был  предотвращен еще один  теракт. Позже мужчин отпустили домой.

Только во второй половине дня журналисты в Астане  смогли получить комментарии МВД и Генпрокуратуры.

Выяснилось, что уроженец Жамбылской области Максат КАРИЕВ, 1977 года рождения, сначала совершил вооруженное нападение на двух сотрудников ДКНБ Жамбылской области, которые  якобы вели за ним слежку.

Как он смог их вычислить и почему они дали себя убить, остается загадкой.

Хладнокровно застрелив чекистов, около  11 часов утра Кариев  уже напал на владельца автомобиля “Мазда-626” Закирова, связал его и завладел  машиной.

В 11.35 Кариев зашел в оружейный магазин “Маке”, который находится ближе к центру города, убив из огнестрельного оружия консультанта магазина, охотоведа Вячеслава ФЕДОСИЕНКО и смертельно ранив посетителя Нургали ОРАЗБАКОВА.

По словам очевидцев, выстрелив в Федосиенко, который у входа просто читал книжку,  преступник уже уходил с похищенным оружием. Но вошедший в этот момент Нургали Оразбаков успел только спросить: “Что происходит?” – и сделал шаг навстречу бандиту. Прозвучал выстрел...

Итак, у преступника оказалось стрелковое оружие – “Сайга” и чешский CZ, а также  боеприпасы. Он поехал в сторону собственного дома.

По дороге,  возле магазина “У дяди Вити”, он захватил другой автомобиль – ВАЗ-21099. При этом он якобы сказал владельцу машины: “Не бойся, тебя не трону. Мне нужны только менты”.

Преступника вскоре выследили, и сотрудники дорожной полиции прижали к обочине угнанный автомобиль. Но Кариев хладнокровно расстрелял двоих сержантов полиции – Полата АЯНКУЛОВА и Жаксыбека БАЙСЕИТОВА. После чего забрал у них табельное оружие – автомат Калашникова и пистолет Макарова.

Потом заехал к себе домой и именно там взял с собой гранатомет РПГ-26. Получается, что оттуда, с окраины города, он преспокойно вновь добрался до центра, подъехал к зданию департамента КНБ и сделал выстрелы из  гранатомета и еще несколько – из автомата.

Был выходной день, но сотрудники все же работали. Никто, к счастью, не пострадал. Было подбито лишь одно окно...

В 12.45 убийца  наткнулся на двух сотрудников конного полицейского патруля, которых он ранил.  Произошло это на улице Карахана,  недалеко от магазина  “Отрар”. Там вскоре собралась толпа, что породило информацию на новостных лентах о происшедшем здесь взрыве.  

Случайной свидетельницей этого стала жительница дома по улице Карахана.

– Кариев стоял в шести шагах от меня, – рассказала очевидец корреспонденту “Каравана”. – Я подумала, что идут учения, даже крикнула: “Нашли где стрелять!”. А потом поняла, что все серьезно. Если бы он обернулся, то мог бы заметить меня, потому что, осознав, в чем дело, я стояла как вкопанная.

Полицейские на конях были без оружия и не могли сопротивляться. Он уже успел ранить одного из них, и тот упал на землю. Кариев подошел к нему и выстрелил из автомата в землю прямо около полицейского. Потом подошел ко второму полицейскому... Схватив за узду коня, скомандовал: “Отдай!”.  Полицейский отказался,  и тогда раздался выстрел в ногу. Всадник упал, а лошадь, испугавшись, убежала. Пожилая женщина, проходившая рядом,  спросила у Кариева: “Что же ты делаешь?!”. “Аллах знает!” – прозвучал ответ. Удивительно, но преступник, похоже, был совершенно спокоен.

Важный момент: совсем рядом находился областной акимат, но Кариев пошел в противоположную сторону. То есть взрывать бомбу возле акимата он явно не планировал.

Увидев человека с автоматом, прохожие бросались врассыпную. “Не бойтесь, я вам ничего не сделаю”, – якобы говорил убийца. По словам заместителя начальника ДВД Жамбылской области Марата КОЖАЕВА, возле центрального гастронома Кариев увидел полицейский патруль. Бросился ему навстречу. Завязалась  перестрелка, в ходе которой полицейские и сам преступник были ранены.

По свидетельствам очевидцев, капитаном полиции Газизом БАЙТАСОВЫМ и Кариевым друг в друга была выпущена вся обойма. Все выглядело, как в боевике. Полицейский смело пошел в сторону преступника с пистолетом в руке, уже будучи раненым.

– Газиз получил сквозное ранение в грудную клетку, но, несмотря на это, продолжил движение, – говорит Марат Кожаев. – Увидев взрывное устройство на поясе у Кариева, он бросился на него…

В понедельник, 14 ноября, Газиза Байтасова, Полата Аянкулова и Жаксыбека Байсеитова хоронили со всеми воинскими почестями. Позже в этот же день хоронили двоих сотрудников ДКНБ – Сергея КАСЬЯНЕНКО и Мухтара ХАЛИЕВА.

Один  из раненых сотрудников полиции уже выписался из больницы, двое   еще на больничной койке.

По словам представителей ДВД,  у преступника не было сообщников, и он действовал в одиночку. Но эта версия вызвала много вопросов. Факты задержания на перекрестке улиц Абая – Ташкентская говорят о том, что полиция пыталась найти еще кого-то. Да и вертолеты над городом не зря барражировали. А тут еще и гранатомет, который оказался у преступника:  как он мог его приобрести  и спокойно хранить в квартире? Возможно, оружие попало в Тараз  из Киргизии?

По словам министра внутренних дел РК Калмуханбета КАСЫМОВА, сейчас отрабатываются все связи Кариева...

Но не дает покоя еще один вопрос: а был ли Кариев террористом либо это был жест  отчаяния  или помешательства с его стороны?

Во-вторых, подорвавший себя преступник не выступал с  обращением или требованиями к властям, хотя такая возможность у него была.

В-третьих, сама личность Кариева также неоднозначна. Родившийся в селе  Луговое Луговского района Жамбылской области, он последние несколько лет разъезжал по городам Казахстана, практически нигде не работал. Полтора года назад вернулся в Тараз, где проживал с матерью-учительницей  и гражданской женой. В армии считался хорошим стрелком, в Таразе пытался устроиться охранником в одну из госструктур, но не прошел квалификационные требования.

Однако на многие вопросы ответы не получены:

– почему его  назвали джихадистом?

– Зачем за ним велось наружное наблюдение?

– Почему на задержание отправили дорожных полицейских, а не  спецгруппу захвата?

– Почему на полицейских не было  бронежилетов, а некоторые из них были без оружия?

По словам директора Центра политического анализа Султана АКИМБЕКОВА, наличие у преступника  гранатомета лишь подтверждает  мысль, что  в данном случае сыграла роль близость Тараза к границе Казахстана с Киргизией, где контроль за оружием пока оставляет желать лучшего.  

– Нам нужно понять, что те процессы, которые происходили где-то у наших соседей – в Узбекистане, на Северном Кавказе, в России – к сожалению, теперь происходят и у нас.  Если бы мы столкнулись с этими проблемами 20 лет назад, то было бы гораздо хуже. Имея в окружении соседей, где радикальные выступления происходят время от времени, трудно оставаться оазисом безопасности.

Секретарь НДП “Нур Отан” Ерлан КАРИН, 16 ноября принявший участие в “круглом столе”, посвященном состоянию антитеррористической системы Казахстана, признал, что за последний год значительно выросла террористическая угроза:

– Нужно делать упор на упреждение таких ситуаций. Один из главных просчетов,  что  опасность  исходит извне, поэтому мы не придавали серьезного значения проблемам внутри страны. Нужно совершенствовать правоохранительные органы, усилить аналитическую и разведывательную работу, делать упор не только на защиту стратегических объектов, но и общественных. Главное, чтобы такие террористы не вызывали в обществе раскола, и уж тем более сочувствия.

Фото Шухрата Хашимова и очевидцев