Письмо коротенькое, без каких-либо конкретных цифр, фактов и глубокого анализа происходящего, но внимания оно заслуживает (как нам показалось) прежде всего своей неподдельной искренностью...
“Информация, опубликованная в статьях “Не частный случай” и “От винта” недостаточно полно раскрывает затронутую тему, ссылаясь лишь на мнения и доводы журналиста и экспертов, тем самым бросая тень на репутацию оборонного ведомства. В этой связи воспользуемся своим правом и изложим свой взгляд на события, упомянутые в публикациях”, – сообщил в первых строках своего письма генерал-майор Бакыт Курманбаев.
Напомню, в серии статей, напрямую касающихся безопасности страны и боеготовности ее Вооруженных сил, речь шла о намерениях и планах министерства обороны закупить несколько десятков бронетранспортеров российского производства. Узнав об этом, “КАРАВАН” (со ссылкой на экспертное заключение Академии военных наук) высказал обобщенное мнение читателей газеты, что “приобретение для нашей армии устаревших видов боевой техники прошлого поколения может печально сказаться на сохранности жизней наших военно-служащих”. Что те бронетранспортеры советской (!) поры “возможно не отвечают современным требованиям и нам надо бы закупать более надежную и современную технику, а не оглядываться все время назад в прошлое”.
Заместитель министра обороны на это “народное замечание” отреагировал в своем письме довольно эмоционально: “…Считаем, что вмешательство редакции газеты в эти вопросы является некомпетентным и неприемлемым”. Почему?!
Финансы и факторы
Поскольку некоторые откровенные суждения гражданских экспертов и аргументированные мнения военных ученых могут не просто раздражать людей в погонах, а буквально выводить их из равновесия, подозреваю, что заместителю министра обороны Бакыту Курманбаеву пришлось буквально держать себя в руках, чтобы не матюгнуться лишний раз, готовя письменный ответ в редакцию “КАРАВАНА”.
Излагая свою генеральскую точку зрения на происходящие процессы по перевооружению нашей армии и оснащению ее современными образцами боевой техники, он обмолвился, что “кроме бронетранспортеров БТР-82А производства Российской Федерации в ВС РК имеются бронированные колесные машины (БКМ) “Арлан” отечественного предприятия “Казахстан Парамаунт инжиниринг”. И что после того, как на полигонах и самом заводе завершатся все испытания машины более тяжелого класса “Барыс” c колесной формулой 8x8, минобороны и ее тоже планирует принять на вооружение. Очень похвальное решение.
Значит, не только устаревшие БТРы российского производства появятся в ближайшее время в войсках, но и отечественные “Барысы”.
Правда, в каком именно количестве они будут приниматься на вооружение, генерал-майор Курманбаев пока не уточнил. Но движение вперед после выхода ряда статей заметно, и это не может не радовать.
Кстати сказать, у заместителя министра обороны, оказывается, имеется свой профессиональный взгляд на ту технику, о которой в свое время так нелестно высказались эксперты из Академии военных наук. В плену генеральских иллюзий: кто в минобороне РК пролоббировал интересы российской армии?
“Следует заметить, – пишет Бакыт Курманбаев, – что сравнение БКМ “Арлан”, “Барыс” и БТР-82А между собой не вполне корректно – они принадлежат к разным классам вооружения и предназначены для решения своих, вполне определенных задач. Кроме того, Республика Казахстан имеет международные обязательства в рамках ОДКБ по обеспечению идентичности и совместимости основных видов вооружения и военной техники Вооруженных сил стран-участниц. С учетом данных обстоятельств, министерство обороны и планирует оснащение Вооруженных сил тем или иным видом вооружения на основе стоящих перед ними задач по обеспечению обороноспособности страны, текущего уровня оснащенности, выделяемых финансовых средств и других факторов”.
Генерал просил учесть
В ответе “КАРАВАНУ” по поводу реакции минобороны на статью “От винта” генерал-майор Бакыт Курманбаев буквально написал следующее, цитирую:
“Касательно ситуации с БПЛА сообщаем, что БПЛА тактического звена (“Skylark-1LEX”) прежде всего используются в частях Сухопутных войск ВС РК, где они участвуют в выполнении учебно-боевых задач в ходе учений и занятий по боевой подготовке. В Центре подготовки БПЛА оперативно-стратегического звена “Wing-Loong 1”, также несколько единиц “Skylark-1LEX” для обучения специалистов, которое проводится на постоянной основе. На сегодняшний день Республика Казахстан не обладает отечественным производством БПЛА в виде технологического замкнутого цикла – разработка и производство планера, двигателя, бортовой авионики и наземных станций управления, программное обеспечение к ним. Вместе с тем, на базе НУО (Национальный университет обороны) идут научные разработки и создание проектов по организации производства отечественных БПЛА”.
Но когда в Казахстане появится свой (!) беспилотник, который наши ученые снабдят исключительно своими “мозгами”, а не импортными, замминистра обороны пока не уточнил. Хотя одно то, что работы на сей счет ведутся активно и МО РК “держит руку на пульсе” не может не радовать. Значит, и в этом непростом деле читатели “КАРАВАНА” могут ожидать ощутимых подвижек со стороны военных. Если уважаемый генерал Курманбаев заявил: отечественному беспилотнику быть! – значит, обязан это слово сдержать. Оно ведь для всех теперь – закон!
И в заключение сегодня дословно привожу одну искреннюю генеральскую просьбу: “С учетом изложенного, министерство убедительно просит для объективности освещения жизнедеятельности армии Казахстана учитывать мнение не только отдельных экспертов, в том числе военных пенсионеров, но и действующих специалистов Вооруженных сил, имеющих опыт и знания, соответствующие нынешней военно-политической обстановке в мире и тактике ведения современных вооруженных конфликтов”.
Алматы