Какая связь между Золотой Ордой и “Игрой престолов”, или Как снимать кино с душой

Добро пожаловать в “Агентство мести”

Жаксылык Сабитов начал писать сценарии для кинофильмов более 10 лет назад. В те времена молодой выпускник магистратуры еще не определился, на каком направлении он хотел бы сфокусироваться. Между научными исследованиями и преподавательской деятельностью садился и создавал сюжеты для будущих фильмов. Так, на свет появились 5 произведений.

– Самым первым был сценарий романтической комедии “Агентство мести”. История о молодом человеке, которого в школе травили сверстники. Не выдержав буллинга, главный герой разрабатывает план мести и на выпускном успешно воплощает его: каждому из обидчиков достается по полной.

После чего “каратель” решает основать “Агентство мести”, куда каждый может прийти за возмездием и справедливостью, не полученными в госорганах и судах, заказав притеснителей. Нет, речь не о киллерах.

Обидчиков можно наказать 20 видами мести: от хакерского взлома ЭЦП и прочих личных данных, в результате которого человек становится официально мертвым, до “кодирования” алкоголиков методом шока.

Например, к мужчине, регулярно закладывающему за воротник, подсаживаются сотрудники “Агентства мести”, и в итоге на следующий день он оказывается не в родном городе. А на вопрос: “Где я?” – получает знаменитый ответ: “Где-где, в Караганде!”. После нескольких таких перемещений клиент бросает пить, – рассказывает сюжет ромкома собеседник “КАРАВАНА”.

А романтическая линия в фильме разворачивается с образом очередной заказчицы, которой оказывается журналистка, собирающая материал для статьи об “Агентстве мести”. По ходу событий обман раскрывается, но главный герой уже влюблен.

– Чем заканчивается история? Я предлагал продюсерам и режиссерам несколько альтернативных концовок – пусть выбирают сами, в зависимости от взглядов на проблемы этики, мести и прочих вещей, – говорит Жаксылык Сабитов.

Мы где-то это уже видели

Сценарий ромкома автор давал режиссеру, который презентовал его на “Казахфильме”, но там его отвергли, заявив, что “это слишком американский фильм”.

– Но подобные апелляции несостоятельны, поскольку фильмы любых жанров основаны на фундаментальных вещах. Так, современные романтические комедии – ромкомы, сняты на голливудских примерах 30-х годов. Когда ты знаешь генеалогию киноиндустрии, такие вещи считываешь моментально, – отмечает историк.

– Например, что представляет собой знаменитый “Терминатор”? В основу фильма взяты 3 классических сюжета: первый – библейский, избиение Иродом младенцев и рождение Спасителя человечества. Второй – путешествие во времени, третий – восстание машин, описанное в пьесе 1-й половины ХХ века.

Или “Матрица”: вы берете буддизм с его колесом сансары (цепь перерождений), с концепциями архата (герой-одиночка, лично выходящий из колеса сансары) и бодхисаттвы (спаситель, вытаскивающий из сансары других людей), добавляете киберпанк (жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры в компьютерную эпоху). Вуаля – готова “Матрица”, где спаситель Нео фактически становится киберпанковским вариантом бодхисаттвы! – констатирует собеседник.

В череде примеров, когда всё новое – это незабытое старое, в том числе в кинематографе, Жаксылык Сабитов упоминает и нашумевшие “Голодные игры”, снятые по трилогии американской писательницы Сьюзен Коллинз.

– Здесь идет отсылка к древнегреческому мифу о Тесее и Минотавре. На этот сюжет наложены бои гладиаторов из Древнего Рима и декорации постапокалипсиса. Иными словами, все сценарии современных кинобестселлеров, все фишки и ходы знаменитых сегодня режиссеров условно где-то уже были, – говорит собеседник “КАРАВАНА” и вспоминает концепцию философа Мартина Бубера, согласно которой у человека есть два отношения ко всему окружающему: "я-ты", когда ты воспринимаешь людей, предметы, явления как нечто цельное и не анализируешь. Это эмоциональные отношения.

– А есть подход “я-оно”, когда ты относишься ко второму объекту как к объекту изучения, раскладываешь на части. Вот человек слушает музыку и воспринимает ее цельно, а музыкальный критик сразу слышит, откуда взяты те или иные басы, сэмплы, хуки и другие детали.

С фильмами так же: кинокритик смотрит фильм как разобранную конструкцию, четко понимая, кто что откуда взял, как сценарий собран, в то время как зритель-пользователь наблюдает готовую картинку.

То есть специалист-профессионал видит в любом произведении художественного искусства механизм, собранный из разных, ранее известных частей, в то время как потребитель не видит эти “швы произведений” и воспринимает всё как единое целое.

Яппи из Алматы и шымкентский “развод”

Другой сценарий Сабитова также является ромкомом. История рассказывает о столкновении 2 миров – городского алматинского и патриархального мира Шымкента.

Главный герой из южного мегаполиса – типичный яппи (так называют молодых успешных состоятельных людей, карьеристов). Однажды он по долгу службы оказывается в Шымкенте, где живет девушка, страстно мечтающая вырваться из-под опеки старшего брата-тирана, в миру – полицейского.

Вместе со средним братом героиня подстраивает сцену якобы совращения себя, невинной и наивной, когда главный герой ничего не помнит в силу употребления горячительных напитков. Целью такой “постановы” было банальное получение денег для побега в другой город. Но об этом узнает вся семья главной героини, и алматинского топ-менеджера заставляют жениться – как против его воли, так и против воли девушки. Начавшаяся таким образом далеко не любовная история в итоге перерастает в романтический сюжет. Наш яппи трансформируется, все счастливы, хеппи-энд, – рассказывает автор сюжет.

Эпопея о степном Риме

Историк лелеет мечту о фильмах, снятых по его сценариям, о Золотой Орде и Тюркском каганате. Жаксылык Сабитов уже разработал концепт будущих киноэпопей.

– В начале этого года глава государства поручил специалистам киноиндустрии обратить особое внимание на исторические темы, напомнив, что наша летопись богата уникальными сюжетами, которые могут быть положены в основу масштабных фильмов: “Например, эпоха Золотой Орды, которая была одной из самых могущественных империй своего времени, – разве это не готовый сценарий?!”.

Каким мог бы быть сериал о Золотой Орде? Я вижу 8 сезонов по 10 серий, в каждом сезоне – свой герой, а в каждой серии – свой законченный сюжет.

В первом сезоне главный герой – это правитель Джучи и его история: начиная с непонятного рождения старшего сына Чингисхана и заканчивая его еще более непонятной смертью. Страсти в Золотой Орде были не хуже, чем в «Игре престолов» - казахстанский историк

Во втором сезоне раскрывается история детей Джучи – Бату, Берке и Беркечара, когда Золотая Орда прошла эволюцию от части империи до независимого государства. Именно этот период максимально наполнен элементами “Игры престолов”, в котором были заказные убийства, отравления, предательства и другие отличительные черты средневековой борьбы за власть.

Третий – будет посвящен праправнуку Чингисхана Ногаю, при котором Золотая Орда стала степным Римом. Следующий сезон сериала раскроет золотой век Улуса Джучи, связанный с правлением Узбека, Джанибека и Бердибека, – раскрывает замысел автор.

Последующие сезоны расскажут зрителю о гражданской войне в Золотой Орде и ее ренессансе. Сюжетную линию непримиримых противников, связанных родственными узами, – Тохтамыша и Едиге, Сабитов предлагает развернуть в стиле шекспировской трагедии.

Шестую часть я вижу вокруг образа супруги Едиге – Джанике-хатун. Муж воевал с ее отцом – золотоордынским ханом Тохтамышем. Впоследствии Едиге убивает Тохтамыша, а спустя 20 лет сам погибает от рук сводных братьев своей жены, которых – по мольбам Джанике – он не убил в детстве.

В седьмом сезоне можно показать гражданские войны в Золотой Орде детей Едиге с различными джучидами, которые закончились смертью Барак-хана и Булат-султана – отцов будущих основателей Казахского ханства Жанибека и Керея.

В заключительной, восьмой части раскрывается история Абулхаир-хана и предтеча создания Казахского ханства.

Кстати, если в “Игре престолов” экранизирована война Белой и Алой розы плюс вплетена куча сюжетов, то для Золотой Орды ничего придумывать не надо – сама история великого государства является практически готовым сценарием для киноэпопеи, – говорит Жаксылык Сабитов.

Чтобы перед предками и современниками не было стыдно

А сценарной основой для сериала о Тюркском каганате (сериал “Тюрки”) могло бы стать произведение Льва Гумилева “Древние тюрки”, рассказывает Жаксылык Сабитов:

– Историк Гумилев сопереживал своим героям, для ученого это плохо, потому что он должен быть беспристрастным судьей, но для сценария такая составляющая – хорошо. В 1980-х годах книга “Древние тюрки” взорвала русскоязычный мир – так интересно об истории кочевников до Льва Гумилева никто не писал.

Для будущего сериала можно снять 3–4 сезона, взяв за центральную фигуру Кара-Чурин-Тюрка – племянника основателя Тюркского каганата Бумын-кагана.

С детства и до смерти Кара-Чурин-Тюрк был свидетелем истории каганата. После его смерти каганат распался на 2 части. Очевиден размах будущего кинопроизведения: мировая политика, война с Византией, Ираном, Китаем.

При этом сериал не должен быть “Санта-Барбарой”, а больше должен походить на такие аналоги, как “Рим”, “Викинги” и “Варвары”, – дополняет собеседник.

В завершение разговора собеседник “КАРАВАНА” отметил, что ему неизвестно, началась ли полномасштабная работа над съемками исторических киноэпопей, о которых говорил глава государства.

– Возможно, идет подготовка к съемкам, но я не уверен в качестве будущего кинопродукта. Когда люди выполняют приказы начальства без души и без привлечения серьезных профессиональных исторических консультантов, вряд ли получится что-то хорошее.

Примеры тому у нас, к сожалению, есть. Но хочется надеяться, что на этот раз ответственные лица и исполнители подойдут к этому со всей серьезностью и чистоплотностью – профессиональной, человеческой и финансовой, – подчеркнул историк и сценарист Сабитов.

НУР-СУЛТАН